Исторический словарь - суворин алексей сергеевич
Суворин алексей сергеевич
Ф. Коршу , одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина, в 1866 г., судебного преследования.
Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литературному делу за 1866 г.", Черепина, Москва, 1867). Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Санкт-Петербургских Ведомостях" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики Каткову , Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, № 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1879, № 1 и 2; "В гостях и дома [Заметки о Германии]", 1870, № 1; "Историческая сатира" ["История одного года" Щедрина], 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В.Ф. Корш и его редакция были устранены от "Санкт-Петербургских Ведомостей" (см. Б. Маркевич , Корш, "Санкт-Петербургские Ведомости"), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из "Санкт-Петербургских Ведомостей" вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин, в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены за несколько дней факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" Полетики , а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым , "Новое Время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время.Ожидания, возбужденные переходом "Нового Времени" к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "Санкт-Петербургские Ведомости"; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта.
Это повело к тому, что через 1 2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. "Новое Время", XXI, 278). Лично Суворин, впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "Санкт-Петербургских Ведомостях"; она большей частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств.
Публицистическая деятельность Суворина с приобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы Суворин усердно занялся театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, Суворин известен благодаря пользовавшейся большим успехом драме "Татьяна Репина" (отд., Санкт-Петербург, 1889; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1899). Такой же успех имела и драма "Медея", написанная Сувориным в сотрудничестве с В.П. Бурениным (Санкт-Петербург, 1883; 3-е изд., Санкт-Петербург, 1892). Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения Суворина роман "В конце века Любовь" (Санкт-Петербург, 1893; 3-е изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (Санкт-Петербург, 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (Санкт-Петербург, 1900). С 1872 г. Суворин издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового Времени" Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для не послужили немецкие "Universal-Biblothek" Реклама и французская "Bibliotheque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. С. Венгеров. .