Из
рода Рюриковичей.
Сын Изяслава I Ярославича и польской королевны.
Род. ~ 1050 г. Кн. Полоцкий в 1069 1071 гг. Кн. Новгородский в 1078 1088 гг. Кн. Туровский в 1088 1093 гг. Вел. кн. Киевский в 1093 1113 гг. Жены:1 )
дочь императора Византийского Алексея I Комнина, царевна
Варвара; 2) с 1094 г. кн. половецкая
Елена Тугоркановна. В 1069 году
отец посадил Святополка в
Полоцк на место умершего Мстислава. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний
князь Полоцкий, вернул себе
волость. Можно предположить, что следующие
два года Святополк провел с Изяславом Ярославичем в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в
Киев Святополк получил в 1078 году
Новгород и зимой того же года ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжег его посады. По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын
Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал :в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью. Едва Святополк успел сесть в Киеве как пришли
половцы на Русскую землю и отправили послов своих к нему, предлагая
мир. Святополк же, не собрав старшую дружину отца и дяди своего, стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой. Те присоветовали ему не мириться с половцами. Святополк велел Перехватать послов и посадить их под
замок. Проведав об этом, половцы пошли войной на
Русь и осадили
Торческ. Святополк одумался, отпустил послов,
но половцы не захотели уже
мира, а стали наступать, воюя повсюду. Свято-полк послал к Владимиру Мономаху и стал звать его в поход имеете с собою. Владимир собрал своих воинов и еще послал за братом Ростиславом в Переяславль, ведя и ему
помочь Святоподку. Князья пошли к Треполю, и все
воинство переправилось через Стугну, которая была в это
время переполнена водой. Изготовившись к бою, они поставили посередине дружину Ростислава,
справа от нее Святополка, а
слева Владимира. 26 мая половцы, в свою очередь построившиеся для решительной битвы, напали на Святополка и врезались в его
полк. Сам Святополк держался твердо, но люди его, не выдержав натиска
половцев, побежали. После побежал и Святополк, а за ним и все остальные
русские полки.
Той же ночью Святополк добрался до Киева. А половцы девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни остались у города, а другие пошли на Киев. Святополк вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желане. И опять русские побежали под натиском поганых, так что погибших было больше, чем в прежней битве. Святополк прискакал в Киев сам-третий, а половцы вернулись к Торческу. На другой
день обессиленные защитники сдались. Половцы взяли
город, сожгли его, а людей поделили и увели в степь. Святополк же, не имея больше сил вести войну, в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жены дочь Тугоркана, хана половецкого. В 1096 году Святополк вместе с Владимиром Мономахом ходили на Олега Святославича и изгнали его из Черниговской земли. Не успев окончить этого дела, князья узнали, что
хан Боняк со множеством половцев воевал земли вокруг Киева и сжег княжеский
двор в Берестове. Тогда же пришел
Тугоркан.
тесть Святополков, к Переяславлю и стал
около города. Святополк и Владимир пошли от Стародуба к Днепру и втайне от половцев переправились через
Днепр. Половцы, заметив княжеские полки, едва успели построиться к бою. Владимир с ходу ударил на врага, и половцы побежали, не выдержав натиска. Были в
тот день убиты Тугоркан, его сын и многие другие ханы. Наутро нашли
труп Тугоркана. Святополк взял его, привез к Киеву и похоронил в Берестове. 26 июня хан Боняк во второй раз пришел к Киеву и сжег всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские
монастыри Стефанов, Германов и Печорский и, разграбив их, ушли обратно в степь. В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили
друг другу: "Зачем губим Русскую землю, Навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей". На том все князья целовали друг другу
крест, поклявшись: "Если теперь кто покусится на чужую волость,
да будет против него крест честной и вся
земля русская". Так порешив, все разошлись восвояси. После съезда Святополк и Давыд Игоревич отправились вместе в Киев, и тут некоторые
мужи стали наговаривать Давыду на князя Василька Ростиславича, будто тот сговорился с Владимиром Мономахом против него и Святополка. Давыд, поверив лживым наветам, начал наговаривать Святополку на Василька: "Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь
Ростиславичи злоумышляют против тебя и меня и сговорились уже с Владимиром. Позаботься же о своей Голове". Святополк поверил всем наветам Давыда, и начали оба думать о Васильке. Порешили на том, чтобы схватить его. Святополк послал к Васильку, который был еще в Руднице под Киевом, с приглашением на
именины. Васильке приехал с небольшой дружиной на княжеский двор. Святополк проводил его в избу, где сидел Давыд. После они оба вышли, а Василька схватили и заперли, приставив к нему стражу. В
ту же
ночь Святополк отдал Василька Давыду. Пленника отвезли в
Белгород и там ослепили, после чего Давыд увез его к себе на
Волынь. Узнав о случившемся, Владимир Мономах, Давыд и
Олег Святославичи послали своих мужей к Святополку с обвинениями в его адрес: "Зачем ты учинил это
зло в Русской земле и всадил в нас нож? говорили они. Почему ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое
обвинение против него, то обличил бы его
перед нами и, доказав его вину, тогда бы и поступил с ним так. А теперь объяви нам вину его". Святополк отвечал: "Поведал мне Давыд Игоревич, что Василько убил брата моего Ярополка, а теперь хочет и меня убить, а потом занять мою волость:
Туров,
Пинск и Берестье, и еще говорил
он, что Василько целовал крест с Владимиром, что сесть Владимиру по моей смерти в Киеве, а Васильку во Владимире. Мне же надо свою голову
блюсти. И не я его ослепил, а Давыд, который и повез его к себе". Но мужи Владимировы, Олеговы и Давыдовы сказали: "Не ссылайся на то, будто Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе был он схвачен и ослеплен, а в твоем". И, сказав так, уехали из Киева. На другое
утро князья начали переправляться через Днепр, чтобы идти войной на Святополку.
Святополк уже хотел бежать из Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всеволода, а с ней и митрополита Николу, чтобы они умоляли Владимира не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли. Владимир внял мольбам княгини. После этого начали князья пересылаться между собой и договорились на том, что Святополк должен пойти войной нa Давыда и либо захватить, либо прогнать его.
В 1099 году Святополк со всем своим войском подступил к Владимиру Волынскому (Василька к этому времени уже освободил его
брат Володарь) и стоял у города
семь недель. Наконец Давыд начал просить: "Выпусти меня из города". Святополк согласился и выпустил его. Давыд бежал в Польшу, а Святополк занял Владимир. Прогнав Давыда, Святополк пошел войной на Володаря и Василька Ростиславичей, так как хотел отнять у них волость своего брата. Полки сошлись в
поле на Рожни и начался жестокий бой. Увидев, что Ростиславичи одолевают, Святополк бежал во Владимир, а оттуда в Киев.
Конец войне положил витичевский мир, заключенный князьями в 1110 году. Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на
совет в Долобске. Князья сели в одном шатре со своими дружинами и стали рассуждать о походе в степь. И послали они к Олегу и Давыду Святославичам, говоря: "Пойдите на половцев и выйдем живыми либо мертвыми". Давыд послушался княжеского приглашения и пришел к Святополку со своей дружиной, а Олег нет. Собравшись, князья на конях и в ладьях спустились по Днепру за пороги и встали в быстрине у Хортичева острова. Отсюда на конях и пешком шли
четыре дня до Сутени. Через некотороевремя надвинулись на русский
стан половецкие полки, и были они как лес, пишет летописец, так что конца им не было видно, а русь пошла им навстречу и была
великая битва 4 апреля на Сутени, в которой одержала русь полную победу над половцами.
Кроме многих простых воинов в этот день были убиты 20 половецких князей. Русские захватили богатую добычу: скот, овец, коней, верблюдов и вежи с имуществом и челядью, и вернулись из похода с полоном и славою великою. Спустя несколько л-ет в конце зимы 1111 года Владимир Мономах опять убедил Святополка и Давыда Святославича устроить большой поход против половцев.
4 марта русские добрались до Хорола и здесь бросили свои сани, так как земля обнажилась, и дальше пошли пешком и на конях... 24 марта половцы собрали свои полки и пошли в бой. Русские князья, возложив надежду свою на Бога, так сказали друг другу: "Видно, здесь
смерть нам! Станем же твердо". И, попрощавшись друг с другом, разъехались каждый к своему полку. Обе стороны сошлись, началась жестокая битва, и половцы были разбиты вновь, как и
восемь лет назад. 27 марта собрались половцы в еще большем количестве, чем накануне, и обложили русские полки. Опять между противниками началась лютая битва, и падали люди с обоих сторон. Наконец, Владимир и Давыд со своими полками начали наступать, а половцы обратились в бегство. Святополк, Владимир и Давыд, прославив Бога, захватили большой
полон и воротились восвояси. Этот поход был последним значительным деянием, в котором участвовал Святополк. После Пасхи 1113 года он разболелся и скончался 16 апреля.
Дружина и
бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве. Татищев так характеризует Святополка: "Сей князь был ростом высок, сух,
волосы черноватые и Прямые,
борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив... К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп". .