Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - усман ибн аффан

Усман ибн аффан

Арабский халиф, правивший в 644-656 гг. Род. ок. 575 г. † 17 июня 656 г. Усман ибн Аффан был одним из первых учеников и последователей Мухаммада. С самого начала он играл важную роль в мусульманской общине и выполнял важные дипломатические поручения пророка. Около 614 г. во время гонений, которые начались в Мекке, часть мусульман во главе с Усманом на время эмигрировала в Эфиопию. Незадолго до этого он породнился с Мухаммадом, женившись на его дочери Рукаййи. Спустя десять лет, когда она умерла, Мухаммад отдал ему в жены другую свою дочь Умм Кулсум. После смерти пророка Усман был ближайшим советником двух первых халифов Абу Бакра и Умара. В 644 г., незадолго до своей кончины, Умар назвал имена шестерых наиболее уважаемых ветеранов ислама и поручил им выбрать из своей среды нового халифа. Старейший из числа этих выборщиков, Абд ар-Рахман ибн Ауф, сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Еще одного выборщика Талха в то время не оказалось в Медине. Таким образом, всего претендентов было четверо: Усман, двоюродный брат и зять пророка Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр. Каждому из них Абд ар-Рахман задал с глазу на глаз один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман на Али, Саад и аз-Зубайр на Усмана. Собрав затем всех претендентов, Абд ар-Рахман сказал: "Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане". После этого он взял Али за руку и спросил: "Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?" Али ответил: "О Боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил". Усман ответил на тот же вопрос утвердительно, без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман, подняв голову к потолку мечети, возгласил: "О Боже! Слушай и свидетельствуй. О Боже, возлагаю то, что висело на моей шее, на шею Усмана!" и первый присягнул ему. За ним принесли присягу остальные выборщики, а потом остальные горожане. Так Усман сделался халифом. Сравнение нового правителя с его предшественником было явно не в пользу Усмана. После сурового и умного Умара, он казался слабохарактерным и недалеким. К тому же он не хотел подражать его простой жизни и стал первым из халифов, кто воспользовался своим высоким положением для личного обогащения. Пишут, что он выстроил в Медине большой каменный дом и вообще старался окружить себя пышностью, достойной главы могущественного государства. Немало недвижимости было приобретено им за пределами Аравии. В годы правления Усмана произошло много важных событий. Прежде всего следует указать на продолжение крупномасштабных завоеваний. В 648 г. наместник Египта Абдаллах ибн Саад разгромил африканского экзарха Григория и на короткое время подчинил себе Карфаген. Впрочем, Ифрикия в то время еще не была завоевана. В том же году правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфайн на 220 кораблях предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию попытался завоевать остров Крит. А весной 655 г. арабский флот уже одержал в сражении у Фойника (у берегов Малой Азии) первую в своей истории морскую победу над греками. После этого арабы стали хозяевами восточной части Средиземного моря. Но завоевать Малую Азию, несмотря на все старания, Муавийи не удалось арабское продвижение было остановлено хребтами Тавра. На севере продолжались регулярные походы в Армению. Постепенно власть арабов признало большинство тамошних правителей. В 653 г. Халифату покорились Грузия и азербайджанская Албания. Овладев Дербентом, мусульмане в том же году предприняли большой поход в глубь владений хазар, но потерпели от них жестокое поражение. Самые обширные завоевания при жизни Усмана были осуществлены на востоке. В 645-646 гг. окончательно покорились Рей и Исфахан. Затем в течение нескольких лет в войне с персами царило относительное затишье. Новый импульс завоеваниям придал молодой и энергичный Абдаллах ибн Амир, назначенный в 649 г. наместником Басры. В том же году он овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. В 650 г. арабы вторглись в Северо-восточный Иран, взяли Ширеджан и главный город Систана Зарендж. В 651 г. был убит последний шах из династии Сасанидов Йездигер III. После этого арабы легко овладели всем Хорасаном, причем достойный отпор оказал им только Нишапур, оборонявшийся в течение нескольких месяцев. Без боя сдались Ниса и Абивард. В 652 г. арабы двинулись вверх по течению Мургаба, разбили большое тюркско-эфталитское войско и заняли Мерверруд. Крупнейший город Тохаристана Балх сдался им по договору. Этим было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам. Едва ли Усман оказывал большое влияние на все эти события, происходившие далеко от Медины. В столице его власть, конечно, осуществлялась более непосредственно. Хотя и здесь арабские историки не отмечают за халифом больших заслуг. В декабре 649 г. Усман велел разрушить прежнюю, построенную пророком, глинобитную мечеть, крытую пальмовыми листьями, и к осени 650 г. выстроил новую, более просторную из тесанного камня, с колоннами и потолком из индийского тикового дерева. Несмотря на то что новая мечеть была красивее, просторнее и удобнее прежней, многие мусульмане отнеслись к этой перестройке отрицательно. Точно так же неоднозначным было отношение тогдашних мусульман к самому важному из всех деяний Усмана изданию канонического текста Корана. Необходимость в этой мере назрела давно. Как известно, сам пророк не написал ни строчки. Но запись его проповедей и речений, особенно в последние годы жизни, вели секретари. Многие сподвижники и близкие Мухаммада тоже имели какие-то записи, пользовавшиеся признанием у той или другой группы мусульман. Некоторые проповеди хранились и передавались изустно. Никакого сводного текста не существовало, и ко времени Усмана каждый из крупных провинциальных центров имел свою, авторитетную для него редакцию Корана. Такое положение не могло больше продолжаться.

Во избежание догматических споров Усман велел составить единый для всех мусульман список Корана. В основу его канонического текста были положены записи мединцев Зайда ибн Сабита и Хафсы. С их списка было сделано несколько копий, которые разослали в крупные гарнизонные города. Остальные редакции Усман приказал уничтожить. При этом некоторые из старых сподвижников пророка были до глубины души оскорблены тем, что их списки не приняли во внимание.

Оппозиционные настроения по отношению к третьему халифу нарастали постепенно. Первые шесть лет его правления, то есть примерно до 650 г., не вызывали недовольства мусульман. Затем начались конфликты, причина которых не вполне ясна. Можно предположить, что с годами халиф стал меньше считаться с мнением мединской знати, зато охотно прислушивался к советам своих родичей. Родственники халифа, большинство из которых оказались людьми недостойными, вскоре заняли все важные посты в Халифате. Усман не раз одаривал их из фондов, считавшихся общим достоянием общины. Понятно, что такое самоуправство вызывало возмущение.

Некоторое время недовольство не проявлялось открыто. Поводом к его явному выражению стало, как можно думать, разрушение старой мечети. Тогда многие стали обвинять халифа в том, что он изменил сунне пророка. Пишут, что однажды Абд ар-Рахман, Али и аз-Зубайр упрекнули Усмана за то, что он подарил некоему Сааду ибн ал-Асу 100 тыс. дирхемов.

Усман будто бы ответил: "Он родственник, связанный со мной кровными узами". "А разве у Абу Бакра и Умара не было близких и кровных родственников?" спросили они. На что последовал ответ: "Абу Бакр и Умар проявляли благочестие, отстраняя своих родственников, а я проявляю свое благочестие, награждая близких".

"Ей-богу, их поведение нам милее, чем твое поведение", заметили соратники. "Ничего не поделаешь", ответил им Усман. Много недовольных Усманом было в провинциях. Тамошняя военная верхушка тяготилась постоянным и не всегда уместным вмешательством халифа и его родичей в их дела. Во время хаджа 656 г. отряды недовольных из Египта, Басры и Куфы соединились в Медине и предъявили Усману различные претензии от чисто религиозных (зачем сжег старые записи Корана?) до конкретных финансовых злоупотреблений.

Они также требовали лишить получаемого жалованья некоторых знатных мединцев (в основном это были родственники халифа), которые отсиживались в столице, и передать его тем, кто завоевал на это право в боях с неверными. Усман принял все условия недовольных, однако, когда те отправились в свои гарнизоны, отправил гонцов к наместникам областей с приказом казнить виновных. Но случилось так, что египетские арабы перехватили одного из гонцов и таким образом открыли коварство халифа. Они немедленно вернулись в Медину и потребовали, чтобы Усман отрекся от престола. Усман отказался. Мятежники окружили дом халифа и сорок дней вели его осаду. Обстановка накалялась с каждым днем. В конце концов мятежники пошли на штурм. Сломив сопротивление немногочисленных сторонников халифа, они ворвались в его комнату. Усман встретил врагов с Кораном в руках, заклиная их не посягать на жизнь наместника пророка. Но священная книга не остановила убийц. Один из них повалил старика на пол и держал его за бороду, в то время как другие перерезали ему горло. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое усман ибн аффан
Значение слова усман ибн аффан
Что означает усман ибн аффан
Толкование слова усман ибн аффан
Определение термина усман ибн аффан
usman ibn affan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):