Исторический словарь - вышнеградский иван александрович
Вышнеградский иван александрович
Сразу же он отправился в инструментальные фирмы «Эрар» и «Гаво», чуть позже «Плейель», где, однако, не нашел ни отклика, ни интереса к ультрахроматизму. Тем временем в Берлине в этой области интенсивно работали композиторы А.Хаба, Й.Магер, В.Меллендорф, Р.Штайн, ставшие впоследствии коллегами В. В Берлин В. переехал в 1922. Споры, обсуждения, даже «съезд четвертитоновых композиторов» во многом восполнили недостаток общения, но не принесли взаимопонимания.
Только в 1930В. получил от фирмы «ферстер» инструмент, построенный специально по его проекту, на котором работал до конца своей жизни. В течение первых лет парижского периода появились Два хора на слова А.Поморского, Прелюдия и танец для 2-х фортепиано, Первый струнный квартер. Получив, наконец, 1/4тоновое фортепиано, композитор столкнулся с невозможностью найти исполнителя, решившегося бы освоить новую клавиатуру и сответственную нотацию. Поэтому в 1936 В. был вынужден отказаться от идеи специально сконструированного инструмента и окончательно утвердился в использовании 2-х и 4-х роялей, настроенных с разницей в 1/4 тона. Композитор переложил для этого состава большинство своих сочинений, что позволило ему в 1937 (25 янв.) дать полноценный концерт, где были исполнены Первый симфонический фрагмент, несколько прелюдий из цикла «24 прелюдии в 13-звучной диатонизированной хроматике», Этюд в форме скерцо и симфония «Так говорил Заратустра». После концерта круг общения В. расширился, появились новые друзья, среди которых композитор О.Мессиан. Время, отмеченное относительным благополучием, длилось недолго, до начала 40-х. Два «затмения» постигли композитора война и болезнь, на время парализовавшие его творческую волю. Однако, оправившись, он вновь возвратился к активной творческой деятельности. Среди наиболее значительных исполнений В. концерт 1945, устроенный Мессианом, пригласившим в качестве исполнителей своих учеников, в том числе П.Булеза. В 50-е появились новые крупные сочинения: Соната для альта и двух фортепиано, Композиция для струнного квартета, Четвертый симфонический фрагмент, Вторая симфония, два крупных сценических сочинения. В 1954 на фестивале электронной музыки в Кельне были представлены 7 новых сочинений В. Особенно важным для В. было исполнение его единственного к тому времени оркестрового 1/4-тонового сочинения «Пять вариаций без темы и Заключение» в Страсбурге, в студии под управлением Шарля Брука весной 1964. 21.1.1978 в Доме радио состоялось исполнение двух концертов камерного и фортепианного, а также симфонического.В. составил их не только из своих сочинений, но и из произведений др. композиторов, близких ему по духу: в первом концерте прозвучали пьесы Скрябина, Черепнина, Мессиана, Обухова, а во втором Скрябин и Вагнер. Однако концертные выступления были скорее эпизодическими, а положение композитора в музыкальном мире оставалось достаточно замкнутым и изолированным, что его самого очень тяготило, Последние десятилетия жизни В.
сопровождались спокойным размышлением, упорядочиванием теоретических работ, гармонической системы, мыслями о музыкальной истории и собственном пути.В. был оригинальным теоретиком, точнее, музыкальным метафизиком. Им была разработана собственная теория «звукового континуума», изложенная в его труде «Ultrachromatisme et espaces поп octaviants» (La Revue Musicale, 1972, № 290-291), статьях «Раскрепощение звука», «Раскрепощение ритма», «Manuel dharmonie i quarts de ton», «La Musique quarts de ton et sa realisation pratique», «Continuum electronique et Suppression de linterprate» и др. .