Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - бабёф

Бабёф

(Babeuf), Гракх (наст. имя Франсуа Ноэль) (23.XI.1760 27.V.1797) франц. революц. коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во Франции во время термидорианской реакции и Директории. Родился в Сен-Кантене в бедной семье бывшего солдата. Материальная нужда, в которой Б. провел свою юность, а главное нищета масс, к-рую он наблюдал в Пикардии одном из наиболее капиталистически развитых районов Франции, содействовали раннему созреванию у него революц. взглядов. Сильное идейное влияние на мировоззрение Б. оказали труды Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли, позднее Морелли. Уже в 1786-87 Б., ставший февдистом (юристом) и проживавший в небольшом пикардийском городке Руа, в своей переписке с секретарем Аррасской академии Дюбуа де Фоссе выступает не только решит. противником феод. зем. собственности, но и выдвигает идею создания "коллективных ферм", сочувствует планам переустройства общества, в основе к-рых лежит признание общности имущества. В 1787 Б. составил проект "Постоянного кадастра"("Cadastre perpétuel...",1789), в к-ром высказывался за введение единого налога. В 1789-92, живя в Пикардии, В. принимал активное участие в революц. крест. движении, происходившем на территории вновь организованных трех департаментов (Соммы, Уазы и Эны). В 1790 за организацию движения за отказ от уплаты косв. налогов Б. был заключен в тюрьму Консьержери (Париж), откуда был освобожден при содействии Ж. П. Марата. После бегства Людовика XVI в 1791 Б. выступал за установление республики. В первые годы франц. бурж. революции кон. 18 в. выдвигал требование полной ликвидации феод. прав без выкупа, раздачи в долгосрочную аренду (а не распродажу) конфискованных церк. земель наименее обеспеченным группам крестьянства, раздела общинных земель. Б. боролся против имущей верхушки деревни; в центре его внимания находилась деревенская беднота и особенно те слои мануфактурного пролетариата, проживавшие в деревне, для к-рых гл. источником существования являлась заработная плата. Во время выборов в Конвент (1792) Б. выдвинул требование обеспечения "права на труд". В 1793 работал в продовольств. администрации Парижа. В 1793-94 по ложному обвинению в подлоге Б. находился в заключении. После 9 термидора, примкнув к "Электоральному клубу", объединившему уцелевших "бешеных" и эбертистов, Б. в основанной им газ. "Journal de la liberté de la presse", позднее переименованной в "Le Tribun du peuple", подвергал резкой критике политику термидорианского Конвента и вновь в февр. 1795 подвергся аресту. В тюрьмах, где после 9 термидора находилось много деятелей массового революц. движения периода якобинской диктатуры, под рук. Б. сложилось ядро участников будущего движения "во имя равенства" (Ф. Буонарроти, О. Дарте, Ш. Жермен и др.). Выйдя из тюрьмы 18 окт. 1795, Б. возобновил издание своей газеты и выступил против Директории. После роспуска в 1796 клуба Пантеон, вокруг к-рого сгруппировались бабувисты, Б.создал "тайную повстанч. директорию", к-рая готовила вооруж. выступление плебейских масс парижских предместий. В своей агитации бабувисты обращали особое внимание на рабочих и стремились использовать их недовольство финанс. политикой Директории (переход от ассигнатов к "мандатам"). Однако 10 мая 1796 в результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. 27 мая 1797 Б., после процесса над бабувистами в Вандоме, был казнен.

Деятельность Б. имела большое значение для развития коммунистич. идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 в., Б. впервые поставил вопрос о практич. способах осуществления коммунистич. переустройства общества. На основе якобинского опыта Б. пришел к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о необходимости установления переходного периода от старого общества к коммунистическому периода врем. революц. диктатуры. Б. и его сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономич. мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей, безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. д., а также выдвигали план создания "нац. коммуны", к-рая должна была постепенно вытеснить частное х-во. Коммунизм Б. носил вместе с тем несколько примитивный, "грубо-уравнительный" характер, в частности Б. категорически возражал против какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов Б. был далеко еще не свободен от влияния рационализма.

Б. явился одним из предшественников науч. коммунизма. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность Б.; в "Манифесте Коммунистической партии" сочинения Б. характеризуются как литература, к-рая "...выражала требования пролетариата..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).

Начало изучения истории деятельности Б. было положено книгой Ф. Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. изд., v.1-2,1957, рус. пер., т. 1-2, 1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие док-ты этого движения. Однако в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Б., относящаяся к периоду до 1795. Этот период был подробно изложен в книге В. Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884), впервые использовавшего личный архив Б. Среди историков, занимающихся исследованием деятельности Б., имеются различные неточные и неправильные точки зрения в оценке общественно-политич. взглядов Б. Так, франц. историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что коммунистич. идеи имели для Б. второстепенное значение; в свою очередь, др. франц. историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution française, 1954) полагал, что коммунизм Б. носил преим. потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями, сохранявшимися еще на родине Б. в Пикардии.

Сов. историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до революции у Б. существовали только крайне неясные коммунистич. идеи, к-рые в первые годы революции уступили место мелкобурж. эгалитаризму ("аграрный закон"), от к-рого Б. отказался только к нач. 1795.

Подлинно науч. освещение воззрений Б. и его последователей, исходя из оценок Б., содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал акад. В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935; История социалистических идей, т. 1, 1928; Французский утопический коммунизм, М., 1960).

Соч.: Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.

Лит. (кроме указанной в ст.): Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955; Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же; Galante Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948; Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961.

В. М. Далин. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бабёф
Значение слова бабёф
Что означает бабёф
Толкование слова бабёф
Определение термина бабёф
babef это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):