Советская историческая энциклопедия - матьез
Связанные словари
Матьез
В 1904 защитил докторскую диссертацию. Первые работы М., написанные в период усиления борьбы с клерикализмом во Франции, были посвящены религ. политике франц. революции. На рубеже 1907-08 М. порвал с бурж.-либеральной школой А. Олара и основал "Робеспьеристское общество" и журн. "Annales Révolutionnaires" (с 1924 "Annales Historiques de la Révolution française"); M. выступил против идеализации Ж.
Ж. Дантона, обвиняя его в преступлениях перед революц. Францией, за восстановление подлинного облика М. Робеспьера, в к-ром М. видел наиболее последовательного представителя демократич. сил революции. Самый плодотворный период в деятельности М. наступил к концу 1-й мировой войны и особенно после победы Вел. Окт. революции в России, когда М.
больше всего испытал на себе влияние марксизма. В 1927 М. опубликовал лучшую свою работу "Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора" (рус. пер. 1928), в 1922-27 вышло в свет его 3-томное исследование "Французская революция" (рус. пер. 1925-30) и ряд сборников статей. Крайне левые убеждения М., защита им. Окт. революции (хотя М. и не понимал различия между социалистич.
и бурж. революциями) и политики террора, его страстная борьба против школы Олара привели к тому, что М. до 1926 вынужден был преподавать в провинц. ун-тах (Нанси, Безансон, Дижон); он был приглашен в Сорбонну только в 1926, но лишь для чтения курса. Руководство же кафедрой по истории революции ему, по характеристике бурж.печати, "единственному профессору по истории классовой борьбы в Сорбонне", "террористу за работой", доверено не было. М. скончался скоропостижно, на кафедре во время семинара.
Хотя М. никогда не был сколько-нибудь последовательным марксистом, а его одностороннее увлечение Робеспьером мешало ему дать правильную оценку направлений, стоявших левее Робеспьера ("бешеные", Г.Бабёф), он вслед за Ж. Жоресом сыграл крупнейшую роль в борьбе против либерально-бурж. историографии, в выяснении роли классовой борьбы в истории франц. революции (в частности, социальных корней борьбы между якобинцами и жирондистами), в повышении интереса к изучению социальной истории этой революции. Литературное наследство М.
очень велико.
Соч. (кроме указ. в ст.): Les origines des cultes révolutionnaires (1789-1792), P., 1904; Contributions а l'histoire religieuse de la Révolution française, P., 1907; La Révolution et l'église, P., 1910; Rome et le clergé français sous la Constituante, P., 1911; Le club des Gordeliers pendant la crise de Varennes et le massacre du Champ-de-Mars, P., 1910; La corruption parlementaire sous la Terreur, 2 éd., P., 1927; La Révolution et les étrangers, P., 1918; Danton et la paix, P., 1919; Le bolchévisme et le Jacobinisme, P., 1920; Robespierre terroriste, P., 1921; Autour de Robespierre, P., 1926; Autour de Danton, P., 1926; Le dix aoГ»t, P., 1931; Girondins et Montagnards, 3 éd., P., 1930; Le Directoire, P., 1934; Etudes sur Robespierre (1758-1794), P., 1958; в рус. пер. Как побеждала французская революция, М., 1928; Термидорианская реакция, М.-Л., 1931.Лит.: Лукин Н., Альбер Матьез (1874-1932), "Историк-марксист", 1932, No 3 (25); "Annales Historiques de la Révolution française", 1932, No 51; Dommanget M., La Société et les Annales. Cinquante ans d'histoire (Bi-centennaire de la naissance de Robespierre. 1958); Dautry J., A. Mathiez. L'historien de la Révolution française, "Annales Historiques de la Révolution française", 1962, No 2; Godechot J., Les révolutions (1770-1799), P., 1963.B. M. Далин. Москва. .