Советская историческая энциклопедия - матриархат
Связанные словари
Матриархат
Материнско-родовая коммуна осн. хоз. коллектив, в к-ром производств. отношения полностью совпадают с отношениями кровного родства по линии матери и носят характер первобытно-коммунистических, основанных на коллективном произ-ве и потреблении, на полном равенстве полов.
Второй этап М. характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой.Парный брак становится господствующим, дислокальное проживание супругов сменяется поселением мужа в родовой коммуне жены (см. Матрилокальность). Включение мужа как чужака в хоз-во родовой коммуны ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производств. отношений. Родовая коммуна превращается постепенно в матрилинейную и матрилокальную семейную общину, долго сохраняющую, однако, принципы древнего коллективизма и равенства.
Материнский род объединяет женское ядро семейных общин с их потомками по женской линии. Мужчины же начинают занимать промежуточное положение, их права и обязанности связывают их с двумя родами жены и матери, это положение обеспечивает им в дальнейшем возможность накопления отдельной, внеродовой собственности, сначала личной, а затем частной.Рост производит. сил в земледелии, в животноводстве, рыболовстве и охоте, развитие межплеменного обмена ведут к парцелляризации произ-ва и появлению частного присвоения, подрывающих основы коллективизма и равенства. Появление и рост частных богатств, сосредоточение их в руках мужчин как отдельной внеродовой собственности повело к укреплению индивидуальной семьи и превращению ее в семью моногамную, что привело к смене М.
патриархатом этапом распада родового общества. Это было, по словам Энгельса, "...всемирно-историческим поражением женского пола" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 60). Однако античная история знает примеры, когда становление частной собственности имело своим следствием возникновение женовластия, гинекократии, как специфич. формы перехода от родового общества к классовому.В развитии М. проявилась общая неравномерность ист. развития. К эпохе Великих географич. открытий 15-16 вв. большинство отсталых народов мира находилось на разл. стадиях М. У одних он не достиг своего расцвета, и европ. колонизация вызвала быстрый распад М. и замену его разл. формами патриархально-семейных отношений (австралийцы, огнеземельцы, сенои, бушмены и др.); У других М. достиг развитых форм и переход к патриархату был чрезвычайно замедлен, а разложение родового общества происходило в форме позднематриархальных отношений (ирокезы, минанкабау, ашанти и др.). Институты М. и их пережитки сохраняются нередко до 20 в. Изучение такого рода институтов и пережитков позволило Дж. Ф. Мак-Леннану, И. Бахофену и независимо от них Л. Г. Моргану сформулировать учение о М. как первой универсальной стадии в истории человеческого общества. Это учение получило свою дальнейшую разработку в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Сов. исследователи развивают осн. положения этого учения. С конца 19 в. проблема М. является предметом острой идеологич. борьбы между марксизмом и бурж. пониманием истории, сводясь к вопросу о том, начало ли человечество свой ист. путь с частной собственности и моногамной семьи или первобытный коммунизм был начальным и самым длит. периодом в прошлой истории общества и по единому ли пути шло развитие человечества. Бурж. наука пытается опровергнуть универсальность М. либо с позиций разл. вариантов патриархальной теории, утверждающей извечность частной собственности и моногамной семьи, или с позиций многолинейной эволюции, отрицающей единство ист. процесса и приписывающей народам разл. пути развития одним матриархальный, другим патриархальный (В. Шмидт, Г. Кунов, Р. Лоуи, Дж. П. Мёрдок, В. Малиновский и др.). Однако все новые и новые этнографич. и историч. факты подтверждают и уточняют осн. положения развиваемого марксистами учения о М.Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1963; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Mc-Lennan J. F., Studies in ancient history, L.; 1886; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861, Schneider D. M. and Gough K., Matrilineal kinship, Berkeley, 1961.Ю. П. Аверкиева. Москва. .