Советская историческая энциклопедия - хорезм
Связанные словари
Хорезм
древнее гос-во в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14); многие исследователи, кроме того, отождествляют с X. авестийскую Арьянам-вайчах первую зороастрийскую страну). В изучение истории X. значит. вклад внесли рус. ученые-востоковеды кон. 19 нач. 20 вв. В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, сов. историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографич. экспедиции АН СССР под рук. С. П. Толстова. Древнейшие археологич. памятники X. относятся к эпохе неолита. На терр. древней Акчадарьинскои дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к т. н. кельтеминарской культуре (4-3-е тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (нач. 2-го тыс. до н. э.) потомки кельтеминарцев уже были знакомы с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап суярганской культуры). X. один из древних очагов высокой земледельч. культуры. В сер. 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты селятся земледельцы и скотоводы, оставившие множество поселений бронз. века и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок зернотерки, бронз. серпы. В результате смешения культуры местного суярганского населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей юж. Приуралья сложилась Тазабагъябская культура, относящаяся к культурам степной бронзы. Но уже в кон. 2-го тыс. до н. э. вновь утвердилась местная культурная традиция (амирабадская культура, 9-8 вв. до н. э.). Еще более совершенствуется ирригац. земледелие, развивается скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преим. скотоводческим х-вом, носители к-рой все же теснейшим образом связаны с земледельческими оазисами (см. Тагискен (Северный)). На основе этой культуры позднего бронз. века в степях Приаралья складывается культура сако-массагетских племен (см. Тагискен (Южный), Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7-6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном (XI, VIII, 8) к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племен, населявших почти всю Ср. Азию и часть Вост. Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. "Большого Хорезма") лежали в басс. Мургаба и Герируда.В Хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригац. земледелия, основанного уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в становлении древнехорезмийской государственности. В сер. 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошел в состав Ахеменидов государства. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые свидетельствует древ.-греч. автор Гекатей Милетский (Fragm., 172, 173). К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд других поселений. Согласно Геродоту (III. 92-93), X. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии гос-ва Ахеменидов. Анализ соч. Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404-358) X. становится отдельной сатрапией. Ко времени вост. похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман (Арриан, IV, 15, 4-5) или Фратаферн (Курций Руф, VIII, 1, 8).В 4-3 вв. до н. э. X. переживает экономич. и культурный подъем: расширяются и совершенствуются оросит. системы, строятся новые города (Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла и иск-во (см. Кангюйская культура). В кон. 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчетливо проявляется влияние степных племен, что, видимо, связано с ист. судьбами Кангюя. Многочисл. находки кушанских монет, стиль нек-рых памятников изобразит. иск-ва позволяют предположить, что в 1-х вв. н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок дворца на городище Топрак-Кала. Док-тами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. "хорезмийской эры", начало к-рой приходится на сер. 1-го в. н. э. (применение ее археологически зафиксировано до 8 в.). Господствующей формой религии был местный вариант зороастризма. На нек-рых поселениях обнаружены "храмы огня". Изобразит. иск-во X., связанное с эллинистич. и индобуддийским искусством (Гандхара), было глубоко самобытным и оригинальным. Бируни сообщает о воцарении в X. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ совр. г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматич. данные и нек-рые др. письм. источники подтвердили точность его списка для конца 7-8 вв.). 4-6 вв. время начавшейся феодализации и формирования новой афригидской культуры (характерной для раннефеод. X. вплоть до 8 в.), в сложении к-рой большую роль сыграли окрестные степные племена. Резко сокращается ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени феод. усадьба, усадьба-замок и общинный дом, к-рые группируются вокруг относительно крупных феод. центров.В 712 X. завоевали арабы. После ряда восстаний населения X. араб. полководец Кутейба, как сообщает Бируни, поставил у власти своего ставленника. Древне-хорезмийской культурной традиции был нанесен сокрушительный удар. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Все большее значение приобретает столица Сев. X. Ургенч, правитель к-рого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил X. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет X.; в это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 X. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 сельджуки. В кон. 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия великих хорезмшахов, представитель к-рой Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю сев.-зап. часть Ср. Азии. Его внук Алаэддин Текеш ибн аль-Арслан (1172-1200) освободил X. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде (1200-20) гос-во великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от сев. берегов Каспия до Персидского зал. и от Кавказа до Гиндукуша. В 1220 это гос-во распалось в результате нашествий войск Чингисхана. X. вошел в состав улуса Джучи, а затем в золотоордынское ханство. Во 2-й пол. 14 в. X. переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками (мавзолей Тюрабек-Ханым и др.). Его правители приобрели фактич. независимость. К этому-времени, видимо, заканчивается процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь X. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание X. В 1505 X. попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в X. приходит узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактич. правителями X. были военачальники из узб. рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-нибудь из Чингисидов. На рубеже 16-17 вв. столицей X. стала Хива (см. Хивинское ханство). Однако термин "Хивинское ханство" употребляется только в рус. и зап.-европ. лит-ре; в местной офиц. терминологии X. продолжал называться Хорезмским гос-вом, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, M., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "ИГАИМК", 1930, т. 6, в. 2; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1-9, М., 1952-73; Мат-лы Хорезмской археологоэтнографической экспедиции, в. 1-9, М., 1959-73; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в кн.: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970.М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое хорезм
Значение слова хорезм
Что означает хорезм
Толкование слова хорезм
Определение термина хорезм
horezm это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):