Советская историческая энциклопедия - арабы
Связанные словари
Арабы
(самоназвание аль-араб) группа народов, населяющая араб. страны Зап. Азии и Сев. Африки. Кроме того, А. живут в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Вост. Африке. Значит. группы А.-эмигрантов живут в Сев. и Юж. Америке, Зап. Африке, Франции. По данным ООН, население араб. стран в 1958 составляло (в тыс. чел.): Алжира 10 265, Туниса 3 852, Марокко 10 330, Ливии 1 153, Егип. р-на ОАР 24 781, Сирийского р-на ОАР 4 283, Судана 11 037, Ливана 1 550, Ирака 6 590, Иордании 1 580, Газы 345, Сауд. Аравии 6 036 (1956), Йемена 4 500 (1949), Маската, Омана и Договорного Омана 636, Кувейта 210, Бахрейна 139, Катара 40, Адена 148, Аденского протектората 650, а всего 88 125 тыс. чел., в т. ч. ок. 75 млн. А. Общая численность А., вместе с живущими вне араб. стран, составляет ок. 80 млн. чел. В Израиле, выделенном из состава Палестины, живет 210 тыс. А.А. говорят на араб. яз., к-рый принадлежит к семито-хамитской семье яз. и имеет ряд разговорных терр. диалектов. Во всех араб. странах применяется общий лит. яз. (аль-лугат аль-фусха). По религии большинство А. мусульмане-сунниты. Наряду с этим часть А. принадлежит к др. направлениям ислама (шииты в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане; друзы в Сирии и Ливане; ибадиты в Сев. Африке), а также к различным христ. исповеданиям (копты в Египте, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании).Совр. араб. народы возникли после арабских завоеваний в результате арабизации древних народов Передней Азии и Сев. Африки арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и др. Решение проблемы этногенеза древних А. затрудняется тем, что археологич. и антропологич. изучение Аравийского п-ова только начинается, а известия, сохраненные словесными памятниками, очень скудны и недостоверны. Предполагается, что семитские племена, из к-рых впоследствии сложился др.-араб. народ, являлись коренным автохтонным населением Аравийского п-ова, но с 3-го тыс. до н. э. семиты Аравии начали расселяться также в Двуречье и Сирии. В 3-2-м тыс. до н. э. наиболее распространенным семитским яз. Двуречья был аккадский, названный по имени столицы гос-ва, осн. ок. 2300 до н. э. Аккадцы поглотили и ассимилировали все аравийские племена, поселившиеся в Двуречье в этот период. С 13 в. до н. э. в Передней Азии началось расселение семитских арамейских племен, очевидно, тоже аравийского происхождения, а в 7-6 вв. до н. э. арамейский яз. вытеснил аккадский и как разговорный яз. Сирии и Двуречья, и как офиц. яз. гос-в этого р-на. Почти все древние народы Сирии и Двуречья были ассимилированы арамеями. В этот же период образовались первые собственно араб. гос-ва: по мнению одних ученых, в 12 в. до н. э., по мнению других, в 6-5 вв. до н. э. в Юж. Аравии (Минейское, Сабейское и затем Химьяритское царства); с 6 в. до н. э. на сев. границе Аравии (Набатейское царство, а впоследствии Пальмирское и Лихианское). С кон. 1-го тыс. до н. э. и особенно в 1-е века н. э. араб. племена расселялись в Передней Азии, в результате чего уже к 5-6 вв. н. э., т. е. до араб. завоеваний, А. составляли осн. массу населения Палестины, Иордании, Юж. Сирии, ряда р-нов Двуречья. Здесь были расселены араб. племена амила, джузам, лахм, гассан, ряд племен группы кудаа; часть этих А. приняла христианство. В 5 в. были основаны араб. гос-ва Гассан (в Юж. Сирии) и Лахм (на Ср. Евфрате), находившиеся в зависимости первое от Византии, второе от сасанидского Ирана. В 4-6 вв. н. э. на территории Аравии происходил процесс складывания единой араб. народности, завершившийся к 630-м гг. Араб. кочевое общество еще сохраняло родоплем. структуру и даже в городах и сел. общинах жили группы, принадлежавшие к тем или иным племенам, но наряду с ними росло число оседлых, утративших родоплем. связи т. н. бану-хадир. Плем. строй находился на стадии разложения, внутри племен шел процесс классообразования. Племена возглавлялись наследств. феод.-патриарх. знатью (по мнению др. ученых раннерабовладельческой) царями, эмирами, шейхами. Пастбищные территории хима находились в коллективной собственности племен, но распоряжалась ими знать. В частной собственности знати находились рабы, стада, плантации и обрабатываемые земли в оазисах, на к-рых работали многочисл. зависимые люди мавля. Развитие торговли как между кочевыми племенами и земледельч. оазисами, так и с соседними странами Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном способствовало росту городов. Между племенами еще происходили войны из-за пастбищных территорий, угона стад и т. п. (абс-зубйан, бакр-таглиб и др.), но уже складывались большие политич. союзы племен, напр. Кинда (5-6 вв.), представлявшие собой зачаточную форму гос-ва. Еще сильна была племенная асабийя племенное самосознание, чувство племенного достоинства, племенной патриотизм, но уже зарождалась общеараб. асабийя сознание принадлежности всех племен к единой араб. народности, араб. патриотизм. Каждый поэт еще воспевал свое племя и разил сатирой его врагов, но поэты Сев. Аравии уже сходились на общие состязания в Мекку, и здесь отбирались лучшие поэмы муаллаки, образовавшие сокровищницу общеараб. поэзии. Еще сохранялись культы племенных богов, но все фетиши племен Сев. Аравии уже помещались в общеараб. храме каабе (Мекка). Еще сохранялись племенные диалекты, но уже сложились 2 осн. общеараб. языка северои южноарабский. Так складывались предпосылки для объединения араб. племен в араб. народность, для образования араб. раннефеод. (по другому мнению ранне-рабовладельческого) гос-ва и его религии ислама, для превращения сев. араб. диалекта, на к-ром был составлен Коран, в общеараб. язык. Именно тем, что эти процессы издавна назревали в рамках др.-араб. об-ва, объясняются быстрые темпы распространения ислама по всей Аравии, ликвидации племенных восстаний, охвативших Аравию после смерти Мухаммеда, а также последовавших за ними араб. завоеваний. Наличие значит. групп араб. населения в Сирии и Двуречье способствовало арабо-мусульм. завоеванию этих стран и постеп. арабизации их населения. В дальнейшем арабизации подверглось также коренное население Египта, Сев. Судана и стран Магриба.Образование араб. народа, а затем арабизация др. народов Зап. Азии и Сев. Африки, создание Араб. халифата и после его распада ряда др. Араб. феод. гос-в все это не изменило "... общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части" А., что было отмечено К. Марксом в письме к Ф. Энгельсу ("Избр. письма", 1953, с. 73). Как в Аравии, так и в Сирии, Палестине, Иордании, Ираке, Египте, Судане, Барке, странах Магриба значит. массы продолжавшего кочевать населения (и незначит. часть оседлого) сохранили на протяжении 13 веков, вплоть до нашего времени, родоплем. структуру и пережитки разлагающегося племенного строя. В основе племени лежала индивидуальная семья аила. Неск. семей формировали большесемейную группу, объединяющую родственников до 5-го колена ахл, бейт, аал, фахз, хамула и т. д. Неск. большесемейных групп составляли род батн, фирка, ашира; неск. родов составляли племя кабила, ашира, хайй; неск. племен образовывали союз хилф, хайй, кабила. Неопределенность этой терминологии (одни и те же термины применяются к различным звеньям; меняется последовательность звеньев то хайй или ашира делятся на кабилы; то кабила делится на хаййи или аширы; одна и та же реальная группировка считается то союзом племен, то племенем, то фракцией племени, то родом и т. д.) свидетельствует о крайней непрочности этой структуры и о частых ее изменениях. Кроме того, взаимоотношения внутри племен и между ними часто не ограничиваются указанными звеньями. Возникает ряд промежуточных звеньев как на низших, так и особенно на высших ступенях. В ряде случаев группы племен являлись политич. союзами, к-рые возглавлялись знатью сильнейшего племени; в др. случаях речь идет о родстве, об этнич. связях, но сама по себе группа не является политич. целым и распадается на автономные племена.К кон. 8 в. араб. историки выработали ту генеалогию племен, к-рая до наших дней лежит в основе генеалогич. представлений А. Достоверность этих представлений оспаривается совр. наукой. Теоретически эта система соответствует генеалогии племенных эпонимов, причем для названия группы племен, племени или его части к слову "бану" сыновья (в дальнейшем пишется сокращенно: "б.") добавляется имя одного из мифич. или реальных предков, или же названия животных (пережиток тотемизма). Согласно этой генеалогии, все араб. племена делятся на две осн. группы: 1) юж.-арабские, или йеменские, племена (б.-Кахтан); 2) сев.-арабские племена (б.-Исмаил, или б.-Аднан, или б.-Маад, или б.-Низар). Это деление имеет этнич., а не географич. характер, поскольку юж. племена расселились задолго до ислама в Сев. и Центр. Аравии, а также в Сирии и Двуречье. Юж.-араб. группа делится на 2 группы племен: б.-Кахлан и б.-Химьяр; сев.-арабская на б.-Мудар и б.-Рабиа. К кахланитам относят племена: б.-Таи (существуют до наших дней; крупная фракция этого племени б.-Шаммар кочует на С. Ирака и Сирии); б.-Хамдан и б.-Мазхидж, сыгравшие большую роль в араб. завоевании Ирака; б.-Амиля, б.-Джузам, б.-Лахм, б.-Гассан, поселившиеся в Сирии до араб. завоевания; б.-Кинда, основавшие в 5 в. гос-во в Неджде; б.-Азд, состоящие из б.-Авс и б.-Хазрадж племен, живших в 7 в. в Медине и сыгравших значит. роль в истории халифата как "ансары"(помощники) "пророка".Химьяриты сыграли решающую роль в создании древней юж.-араб. цивилизации и государственности. К этой же группе относят кудаитов (б.-Кудаа): племена б.-Бахра, б.-Танух, б.-Кельб, поселившиеся до ислама в Сирии, Палестине и Иордании, а также б.-Узра, б.-Джухейна и б.-Бали, поселившиеся в Сев. Хиджазе. Вопрос о происхождении кудаитов спорен: иногда их относят к сев. арабам, но сами кудаиты, заключившие в 7-8 вв. союз с юж. племенами, относят себя к потомкам Химьяра.Мудариты, расселенные преим. в Зап. и Центр. Аравии, делятся на 2 группы: б.-Кайс и б.-Хиндиф. К кайситам относят племена б.-Кайс, б.-Сулайм (последние переселились в 10-11 вв. из округа Мекки в Египет, а затем в Нубию и Магриб), б.-Гатафан (состоявшие из абситов и зубьянов, ведших в 6 в. длит. междоусобную войну), а также федерацию племен б.-Амир ибн Сасаа, в к-рую входили: б.-Хилаль (совершившие вместе с сулаймами весь путь из Мекки в Сев. Африку), б.-Килаб, б.-Кушайр, б.-Джада, б.-Укайль, б.-Аджлан, б.-Мурра и т. д. К хиндифитам относятся б.-Хузейль, б.-Тамим, б.-Кинана (к этому племени принадлежал род б.-Курейш, господствовавший в Араб. халифате).Из наиболее крупных рабиитских племен известны б.-Асад, б.-Аназа, б.-Абд-аль-Кайс, б.-Бакр, б.-Таглиб и др., расселенные преим. в Центр. и Вост. Аравии.Героич. эпос А. "Айям аль-араб", сложившийся еще в доисламскую эпоху, содержит известия о межплем. войнах, но не является надежным источником по истории племен. Не является ист. памятником и более поздняя фантастич. "Повесть о бану-хилалях", хотя в основе ее лежит ист. факт вторжения б.-хилалей и б.-сулаймов в Сев. Африку (11 в.). Все араб. племена совр. Магриба происходят либо от этих двух племен, либо от арабизированных берберских племен, возводящих свою генеалогию также к хилалям или сулаймам. Хадисы, а также устные сообщения, на основе к-рых была построена история араб. завоеваний 7 в., дают картину расселения араб. племен в эту эпоху и их участия в войнах ислама. В дальнейшем араб. племена почти исчезают из ист. хроник. Известия о них содержатся в трудах генеалогиста Ибн аль-Кальби (9 в.), энциклопедиста ан-Нувейри (14 в.), историка Ибн Хальдуна (14 нач. 15 вв.), араб. географов. В основном племена упоминались в ист. трудах в связи с их участием в антиомейядских нар. движениях 7-8 вв., в зинджей восстании (9 в.), в движении карматов (кон. 9 нач. 11 вв.), а в более позднюю эпоху (17-19 вв.) в связи с участием в антитур. восстаниях и в движении ваххабитов. В хрониках отмечались также постоянные раздоры между феод. группами севернои южноаравийского происхождения (кайси и келби) почти во всех странах, завоеванных А., вплоть до Пиренейского п-ова, на протяжении всех эпох, вплоть до 18 в.В наст. время осн. араб. племенами являются: в Сев. и Центр. Аравии харб, бали, атийа, джухайна, хувайтат, шарарат, аназа, шаммар, атайба, мутайр, аджман, халид, сухул, субаи, давасир, мурра, кахтан, дахран, йам; в Юж. Аравии зараник, хашид, бакил, захид, авамир, руашид, джанаба, харасис, карра, махра, йас, хаджир; в Ираке шаммар, аназа, дафир, каб, мунтафик, хазаил, тайи, дулайм, лам, зубайд, абумухаммад; в Сирии аназа, мували, хадидийин, фадл, акайдат; в Иордании сахр, хувайтат; в Египте тарабин, тайаха, джухайна, бали, мутайр, алайкат, маази, хараби; в Судане кабабиш, кавахла, баккара; в странах Сев. Африки рийах, арад, атийа, амур, хувавида, талаба, макил. Как видно из этого перечня, изменились не только названия мн. племен, но и карта их расселения. В то же время в результате распада племен и оседания кочевников мн. А. утратили прежние родоплем. связи; и напротив, образование новых племенных союзов и включение пришлых элементов в состав племен вели к образованию новых плем. связей; таким образом, генеалогии племен еще дальше отошли от действительности. Развитие капитализма в араб. странах, оседание кочевников, превращение осн. их массы в с.-х. и гор. рабочих все это наносит сокрушит. удар по пережиткам родоплем. строя. На протяжении мн. веков араб. народы были объединены общностью языка, культуры, психологии, общностью заселенного ими ареала, представляющего собой сплошной терр. массив. Однако их сплочению в единый народ, как это было на терр. Аравии в 7 в. (см. выше), препятствовали отсутствие политич. и экономич. единства, феод. и плем. раздробленность, а с 19 в. также колониальный раздел и порабощение. Вместе с развитием капитализма и нац.-освободит. борьбы возникли обществ. предпосылки для национальной консолидации А.Лит.: Происхождение ислама. Хрестоматия, сост. E Беляев, ч. 1, М.-Л., 1931; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, М., 1958; Крачковский И. Ю., Историч. роман в современной арабской лит-ре, Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, "СЭ", 1957, No l; Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам, (т. 1-4), СПБ, 1897-1903; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Патриархально-феод. отношения у кочевников Сев. Аравии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, M., 1958; его же, Пережитки дуальной организации в родоплеменной структуре арабов, "СЭ", 1958, No 3; Закария, Васфи, Ашаир аш-Шам (Племена Сирии), Дамаск, (б. г.); Каххала, Умар, Муджам кабаиль аль-араб (Словарь араб. племен), Дамаск, 1949; Тахир Абд-аль-Джалиль, Аль-Баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в араб. странах), Каир, 1955; De Goeje M. J., (Arabien). Völkerkunde, в кн.: Enzyklopaedie des Islam, Bd 1, Leiden Lpz., 1913, S. 390-94; Smith W. R., Kinship and marriage in early Arabia, new ed., L., 1903.В. Б. Луцкий. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое арабы
Значение слова арабы
Что означает арабы
Толкование слова арабы
Определение термина арабы
araby это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):