Советская историческая энциклопедия - арабская культура
Связанные словари
Арабская культура
культура, созданная арабами и др. народами Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы в ср. века. Осн. внешний признак этой культуры араб. яз. (у ряда народов оставался по преимуществу языком литературным). Термин "А. к." иногда применяют к культуре только араб. народов на всем протяжении их ист. развития.А. к. первоначально сложилась в Зап., Центр. и Сев. Аравии. Ей предшествовала древняя культура Юж. Аравии, население к-рой говорило на сабейском яз. и создало свою письменность; эта культура, как и культура арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, оказала значит. влияние на А. к. в период ее возникновения. Не позднее 4 в. сев. арабы создали свое буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи.В 7 в. в Аравии образовалось араб. теократич. гос-во, к-рое в результате арабских завоеваний превратилось в обширную феодальную империю Халифат. Средством культурного и политического общения в Халифате стал араб. яз.Основываясь на крупных достижениях др.-греч., эллинистич.-рим., арамейской, иранской, индийской, а затем и кит. культур, арабы и др. народы, вошедшие и состав Халифата, создали высокоразвитую культуру, оказавшую впоследствии значит. влияние на др. страны (в частности, Зап. Европу) и явившуюся крупным вкладом в мировую культуру. Расцвет А. к. приходится на 8-11 вв. Потребности развивавшегося произ-ва в феод. Халифате вызвали развитие точных и естеств. наук. Переведенные на араб. яз. произв. др.-греч. и эллинистич. ученых, в т. ч. Эвклида и Птолемея, наряду с трудами инд. математиков легли в основу араб. геометрии и астрономии, к-рые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, а также с организацией системы искусств. орошения. Важное значение для развития астрономии имели наблюдения не только ученых в обсерваториях, но и астрологов. В 827 была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехам математики способствовала воспринятая из Индии десятичная система счисления и соответствующих цифр (включая нуль); арабам принадлежат введение тригонометрич. функций (аль-Баттани, 858-929), разработка ряда приемов решения алгебраич. уравнений 1-й и 2-й степени (особое значение имеют исследования аль-Хорезми (9 в.), уроженца Хивы). Осн. занятиями араб. ученых, к-рые, как правило, были энциклопедически образованными людьми, служили теоретич. медицина и врачебная практика. В медицину, в основу к-рой легли труды греко-римского врача и естествоиспытателя Галена, а также одного из основоположников античной медицины врача Др. Греции Гиппократа, арабы внесли значит. вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрич. оптики; наибольшее значение имеет труд араб. ученого Хайсама (965-1035). Свод мед. знаний дал в своих трудах ар-Рази (864-925). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобретенные в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естеств. науки получили в трудах выдающихся ученых Ср. Азии Ибн Сины (Авиценны, 980-1037) и аль-Бируни (973-1048), писавших на араб. яз. Развитие описат. географии в Халифате обусловливалось интересами адм.-податного управления и торговли. Развивалась и математич. география (тесно связанная с астрономией), основанная на трудах Птолемея. Наибольшую известность приобрели соч. перса Ибн Хордадбеха (ок. 820 ок. 912), арабов аль-Масуди (ум. 956) и аль-Мукаддаси (946 или 947 ок. 1000) и особенно геогр. энциклопедия Якута (1179-1229), в которой, помимо описания стран и городов Халифата, излагается учение о географических поясах (климатах).Идеологич. основой не только теологич. "наук", но и истории и философии являлся ислам, как господств. идеология в Халифате. Арабская (арабоязычная) историография развилась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммеда. Эти предания, не лишенные тенденциозности, служили источником при разработке житийной (биографич.) лит-ры, или сиры. Наиболее раннее из дошедших до нас произв. сиры "Житие посланника аллаха" ("Сират расуль аллах") Ибн Исхака (2-я пол. 8 в.), в обработке араб. филолога Ибн Хишама (9 в.), наряду с фактами, не всегда достоверными, содержит легенды и мифы, искажающие ист. действительность. Из сиры выделилась лит-ра магази воен. походов Мухаммеда. Собирались также биографич. и генеалогич. материалы о сподвижниках и соплеменниках Мухаммеда; наиболее известны "Табакат" ("Разряды") Ибн Сада и "Родословия знатных" ("Ансаб аль-ашраф") аль-Белазури.Араб. историки не ставили вопроса о причинности явлений, объясняя все волей аллаха. Только немногие из них интересовались экономич. и социальными явлениями (напр., аль-Белазури). Историки Халифата собирали множество устных и письм. материалов, не смущаясь заключавшимися в них неувязками и противоречиями. Так был составлен ряд хроник-компиляций. Из них наиболее обстоятельная "История пророков и царей" ("Тарих ар-русул ва ль-мулук") ат-Табари (по происхождению перс; 838 или 839-923) стала образцом для последующих "всеобщих историй" араб. авторов, включавших мифы о библейских пророках, сведения об иран. царях, житие Мухаммеда и историю Халифата. После распадения в 9-10 вв. Багдадского халифата стали составляться местные хроники об отд. династиях, государях и правителях. Истории отд. городов являлись, как правило, изложением биографий ученых и писателей, живших в этих городах.Араб. философия зародилась в сфере мусульм. богословских споров о божеств. атрибутах, о самом существе бога, о предопределении и т. п. Представители правоверного ислама (мутакаллимы) в 7-8 вв. были сторонниками мусульм. традиции, основывавшейся на Коране и Сунне. Богословы рационалисты и умеренные свободомыслящие (мутазилиты) использовали некоторые положения др.-греч. и эллинистич. философии в борьбе с консервативными противниками. В этой борьбе в нач. 9 в. возник калам богословско-филос. система, непримиримо враждебная светской философии, основывавшейся на неоплатонизме, учениях Платона и Аристотеля. Араб. сторонники аристотелизма являлись представителями прогрессивной линии в араб. философии (выходец из Ср. Азии аль-Фараби (870-950) и "философ арабов" аль-Кинди (800-879)). Они придавали особое значение естествознанию и, хотя не были свободными от религ. догматизма, признавали возможность раздельного существования философии и религии. Продолжит. борьба богословия против светской философии получила свое полное выражение в сочинениях консервативного араб. богослова аль-Газали (1059-1111), ставшего непререкаемым авторитетом для представителей мусульм. правоверия. Антифеод. борьба трудящихся получила свое идеологич. выражение в учениях различных мусульм. сект. С сектантами были связаны многие прогрессивные философы и поэты, напр. с карматами басрийские ученые-рационалисты "Братья чистоты" ("Ихван ас-сафа", конец 9 в.).В литературе преобладали традиции доисламской поэзии, которая была собрана и записана араб. филологами в 9-10 вв. Наиболее известные сборники "аль-Хамаса" (9 в.) и "Китаб аль-агани" (10 в.). Придворная поэзия Омейядов и первых Аббасидов отличалась светским характером. В ней встречались даже выпады против мусульм. культа и ислам. морали. Абу Нувас, по происхождению перс (ок. 762 ок. 814), создал гедонистич. и вольнодумную лирику, высмеивающую мусульм. обрядность. Абу-ль-Атахия в своих стихах обличал безнравственность феодалов, их борьбу за власть и доходы. Высокого уровня достигла араб. поэзия в произв. араб. поэта аль-Мутанабби (10 в.). Против феод. гнета, неравенства и суеверий выступал араб. поэт и философ Абу-льАла аль-Маарри (11 в.). Проникнутое "жизнерадостным свободомыслием" лит. творчество арабов, отмечал Ф. Энгельс, имело большое значение для европ. Возрождения (см. "Диалектика природы", 1955, с. 4).Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшая новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенствовавшая типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. В то же время изображение живых существ встречало враждебное отношение со стороны правоверного ислама, что послужило препятствием для развития живописи и скульптуры; художеств. миниатюра появилась только в конце ср. веков, под ирано-инд. влиянием. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса (692) и культовое купольное здание Куббат ас-Сахра (688) в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками (8 в.), мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепл. воен. лагери Каср-аль-Хейр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развились зодчество и декоративно-прикладное иск-во. В Магрибе и на Пиренейском п-ове сложилось т. н. мавританское иск-во, давшее замечат. памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе (7-9 вв.) и в Кордове (8-10 вв.), Альгамбра в Гранаде (сер. 13 нач. 14 вв.)). Значит. успехи были достигнуты в градостроительстве; был создан новый тип "круглого города" (Багдад), улучшено водоснабжение, особенно в Каире и Кордове.О развитии муз. культуры свидетельствуют трактаты аль-Кинди, араб. энциклопедистов ("Братья чистоты"), Сафи-ад-дина, муз.-теоретич. труды аль-Фараби и Ибн Сины.К 11 в. в странах уже распавшегося Халифата завершился процесс развития феод. отношений. Сельджукские завоевания (11 в.), борьба против крестоносцев (11-13 вв.) и особенно монг. нашествия в 13 в. сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением произ-ва и культуры. Но в араб. странах Африки и на Пиренейском п-ове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в ср.-век. Европе. Очагами этой культуры являлись ун-ты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономич. соч. исп. арабов стали основой европ. астрономии. При высоком уровне наук, с их исследовательско-эксперимент. методом, продолжалось развитие прогрессивной линии философии, создавшей учение о двойств. истине и отрицавшей акт сотворения богом вселенной. Это учение было развито Ибн Рошдом (Аверроэсом, 1126-98), оказавшим сильное влияние на зап.-европ. философию. Другим великим достижением А. к. этого периода явилась историко-социологич. теория араб. историка Ибн Хальдуна (1332-1406). Наблюдалось также значит. развитие художеств. лит-ры и особенно мавританского иск-ва (т. н. исп.-мавританская керамика). Установление тур. господства в араб. странах в нач. 16 в., а в дальнейшем закабаление этих стран колониальными державами препятствовало развитию культуры араб. народов, а в нек-рых араб. странах привело к ее упадку. Со становлением капиталистич. отношений в этих странах произошло культурное Возрождение нахда (кон. 19 в.). В араб. странах стали создаваться национальные культуры. Этот процесс особенно усилился в результате нац.-освободит. движения, развернувшегося на В. после Окт. революции в России.Начало историографии А. к. было положено Ибн Хальдуном, к-рый в своей "Аль-Мукаддима" пытался установить закономерность культурного развития народов Бл. и Ср. Востока. Он изображает развитие А. к. как результат влияния географич. фактора и придает особое значение взаимодействию кочевников и оседлого населения.В бурж. востоковедении первая попытка написать науч. историю А. к. была предпринята австр. востоковедом А. Кремером. В своем труде "Культурная история Востока при халифах" (А. Kremer, Culturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, 1875-77), содержащем мат-лы, взятые из араб. источников, и не утратившем своего значения поныне, он подверг изучению не только надстроечные явления, особенно интересовавшие его как историка идеалистич. школы, но и нек-рые элементы материальной культуры. Г. Вейль (Германия), Ю. Вельхаузен (Германия), У. Мьюр (Англия), А. Мюллер (Германия), К. Юар (Франция), Ф. Хитти (США) касались вопроса А. к. в своих общих трудах по истории арабов, однако не рассматривали А. к. в исследовательском плане. В 1909 вышла науч.-популярная книжка нем. историка Й. Хелля "Культура арабов" (J. Hell, Die Kultur der Araber). Бурж. историки-арабисты, особенно 20 в., преувеличивают значение ислама в истории А. к. Это нашло свое выражение, напр., в трудах франц. историка Kappa де Во "Мыслители ислама" (В. Carra de Vaux, Les penseurs de l'Islam, t. 1-4, 1921-23) и англ. историка Р. Леви "Социология ислама" (R. Levy, The sociology of Islam, v. 1-2, 1931-33,2 ed. The social structure of Islam, 1957). Нек-рые бурж. историки, прежде всего франц. семитолог Э. Ренан, вообще отрицают существование А. к. В соответствии с концепцией, угодной колонизаторам, Ренан утверждает, что семитские народы не способны якобы к самостоят. культурному развитию. Совр. бурж. востоковеды рассматривают ислам не только как религию, но и как гос-во (Халифат) и культуру, недооценивают ист. значение культур отд. народов (в частности, народов Ср. Азии) и преуменьшают прогрессивную роль идеологии антифеод. движений. Нек-рые зарубежные востоковеды обращают преимуществ. внимание не на историю развития, а на процесс упадка А. к. (см. совместные труды востоковедов Зап. Европы и США: "Наследие ислама" "The legacy of Islam", ed. by..: Th. Arnold and A. Guillaume, 1931, и "Классицизм и культурный упадок в истории ислама" "Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam". Actes du Symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux 25-29 juin 1956), org. par R. Brunschvig et G. E. von Grunebaum..., 1958).Историки араб. стран в работах по истории арабов (20 в.) уделяют много места истории А. к., к-рая является для них предметом нац. гордости. Они подчеркивают при этом культурное превосходство араб. стран в ср. века над странами Зап. Европы. До сих пор сохраняет свое значение единственный на араб. яз. общий труд по истории А. к., написанный араб. историком Джирджи Зейданом в нач. 20 в., "История мусульм. культуры" ("Тарих ат-тамаддун аль-ислами",т. 1-5, Каир, 1902).В рус. дореволюц. арабистике не наблюдалось попыток дать общий обзор истории А. к. Впервые такая попытка была предпринята сов. востоковедом В. В. Бартольдом в работах "Культура мусульманства" (1918) и "Мусульм. мир" (1922). Исключительно важное значение для изучения А. к. имеют исследования И. Ю. Крачковского, особенно его монография "Араб. геогр. лит-ра" (Избр. соч., т. 4, 1957), в к-рой содержится много мат-лов из вост. источников по А. к. Им же написана спец. брошюра "Араб. культура в Испании" (1937). Сов. востоковеды рассматривают А. к. в тесной связи с социально-экономич. отношениями и нар. движениями в странах Бл. и Ср. Востока. В своих исследованиях они уделяют особое внимание ист. роли народов сов. Востока в формировании и развитии А. к. (Б. Г. Гафуров, История тадж. народа, т. 1, 1949; С. П. Толстов, Древний Хорезм, 1948; А. Ю. Якубовский, статьи по истории Ср. Азии, главы "Всемирной истории", т. 3 и 4; Б. Н. Заходер, История вост. средневековья, 1944; "История стран зарубежного Востока в ср. века", изд. МГУ, 1957).Лит. (кроме назв. в тексте): Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60; Крымский А., История арабов и араб. лит-ры..., ч. 1-3, М., 1911-13; Lévi-Provençal E., Histoire de l'Espagne musulmane, nouv. éd., t. 1-3, Leiden, 1950-53.E. A. Беляев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое арабская культура
Значение слова арабская культура
Что означает арабская культура
Толкование слова арабская культура
Определение термина арабская культура
arabskaya kultura это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):