Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - хроники

Хроники

(греч. xronika летопись, от xronikos относящийся ко времени, к летоисчислению, xronos время) наиболее распространенный тип произведений средневековой историографии. В ср. века в Зап. Европе назв. "X." утвердилось за ист. сочинениями, к-рые в отличие от анналов, представляющих собой краткий перечень событий, объединенных только по хронологич. принципу, содержат более подробное и систематизированное изложение событий. Для многих X. характерно стремление их авторов осмыслить весь ход событий (в свете той или иной религ., политич., этнич. или др. тенденции).

С раннего средневековья большое распространение получили т. н. всемирные, или универсальные, X. (chronica mundi, chronicon universale) жанр, в сущности не известный античности. Изложение ист. событий в них начиналось, как правило, от "сотворения мира", причем весь материал, относящийся к истории до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или неск. предшествующих X. Традиц. периодизация истории во "всемирных" X. следовала либо периодизации, выдвинутой в 4 в. Евсевием Кесарийским и его последователем Иеронимом по "четырем монархиям" (ассиро-вавилонская, мидо-персидская, греко-македонская и римская, причем ср.-век. "Священная Рим. империя" рассматривалась как прямое продолжение последней), либо периодизации Августина по "шести возрастам мира" (в основе этой периодизации лежал принцип тройного параллелизма: 6 дней "творения"; 6 возрастов человеческой жизни от младенчества до старости; 6 "исторических эпох" от сотворения Адама до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от пленения до рождества Христова, от рождества Христова до "конца света"). И в том, и в др. случае "всемирные" X. повествовали не только о событиях прошлого и настоящего, но и (согласно августиновской эсхатологии) о будущем человечества вплоть до "страшного суда" и торжества христ. праведников в божьем царстве, на небесах конечной цели земной истории. Т. о., "всемирные" X., являясь наряду с анналами, т.н. историями и различными видами агиографич. литературы ветвью феод.-церк. историографии, проводили историко-богословскую концепцию истории в офиц. церк.-феод. духе. К числу наиболее известных "всемирных" X. относятся "Большая X." Исидора Севильского (7 в.), "Хроника" Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. X. писались только на лат. яз. (исключение составляет "Англо-саксонская хроника", записанная на англо-сакс. яз.). По мере нац.-политич. консолидации стали возникать, получая все большее распространение, национальные X., посвященные истории одной страны. С 13 в. создаются значит. своды хроник, отразившие начальный этап становления нац. гос-в: "Большие французские хроники" (13-15 вв.) во Франции; хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии; "Всеобщая исп. хроника" (13-14 вв.) и др. Получают распространение X. на нар. языках. С 13 в. авторами X. становятся наряду с монахами светские люди, гл. образом рыцари (один из наиболее известных и ярких примеров рыцарской хронистики "Хроника" Ж. Фруассара, 14 в.). Появление в этот период гор. хроник отразило рост экономич. и политич. значения городов. Их составителями были представители гор. патрициата, купцы, юристы, офиц. гор. писцы. К X. этого типа относятся хроники Дино Компаньи, и Дж. Виллани во Флоренции (14 в.), дожа А. Дандоло в Венеции (14 в.), любекская хроника Детмара и И. Герца (14-15 вв.), X. аугсбургского купца Б. Цинка (15 в.) и др. Оставаясь в целом на почве феод. историографии, гор. X. носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны нек-рые антифеод. тенденции следствие длит. борьбы городов с сеньорами.

Как церк.-феод., так и гор. X. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали социальное и политич. господство духовных и светских феодалов, вторые интересы патрициата и богатого купечества. Классовый характер X. выражается также в единстве мировоззрения и методологии, в основе к-рых с первых шагов ср.-век. хронистики вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) лежала философия истории Августина, к-рая в 13 в. была истолкована Фомой Аквинским в чисто феод. духе. В ср.-век. хронистике отсутствует четкое понятие причинно-следственных связей, характерное для антич. историографии; его место заняли провиденциализм и связанная с ним мистика чисел и символика знамений. Политич. события, как и судьбы отд. лиц, рассматривались в X. как проявление извечной борьбы бога и дьявола, добра и зла, неба и ада. Войны, бедствия нар. масс, неурожай и мор, стихийные бедствия объяснялись "божьей волей", "карой за грехи", а также кознями "дьявола" "врага рода человеческого" и происками людей "подлых профессий", а в X. раннего средневековья также приближением "конца света". Характерные черты X. вера в чудеса, некритич. отношение к источнику, отсутствие критерия истины. Нередки в X. и моменты прямой фальсификации (напр., ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В силу этого X. нередко представляют больший интерес как памятники ср.-век. историографии, нежели как ист. источники. В то же время многие X. служат важнейшим источником для изучения политич. истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры. К числу первоклассных источников относятся X. монаха из Нормандии Ордерика Виталия (12 в.), францисканца Салимбене (13 в.), франц. Хроника первых четырех Валуа (14 в.) и др. Гор. X., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономич. характера, тогда как последние (особенно рыцарские) важнее для истории дипломатии и войн.

Значит. интерес представляют иллюстрированные X. Миниатюры ср.-век. X. являются не только своеобразным ист. источником, но и памятниками искусства (особую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры "Больших франц. хроник").

X. как тип ист. сочинения получили в ср. века распространение во всех странах Зап. и Центр. Европы. Особую обширную группу составляют византийские X. (см. в ст. Византийская культура) всемирные и посвященные истории империи. Визант. X. оказали значит. влияние на летописание в странах Вост. и Юго-Вост. Европы.

С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологич. кризис ср.-век. историографии. Историки-гуманисты отвергли теологич. трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи ист. сочинений установление естеств. причин ист. событий.

Назв. "X." закрепилось в европ. ист. науке также за многими произведениями ср.-век. историографии стран Востока. В Др. Руси (и в ряде других слав. стран) произведения, соответствующие X., носили название летописей (летописцев) и хронографов.

В новое и новейшее время термин "X." употребляется в качестве названия обзоров событий за к.-л. период (напр., X. политическая, культурная, спортивная). Термин "X." входит в наименование нек-рых художеств. произведений (П. Мериме, "Хроника двора Карла IX", 1829; С. Т. Аксаков, "Семейная хроника и Воспоминания", 1856).

Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, (М.), 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.-Л., 1964; Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Мелик-Гайказова (Гюрджан) Н. Н., Французские хронисты XIV в. как историки своего времени, М., 1970; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz O., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter..., 3 Aufl., Bd 1-2, В., 1886; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronik, Düss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Göttingen, (1965); Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хроники
Значение слова хроники
Что означает хроники
Толкование слова хроники
Определение термина хроники
hroniki это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):