Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - монастыри

Монастыри

(от греч. monastnrion уединенное жилище) основная форма организации религ. жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз.-экономич. базой феод. системы на Востоке и в Зап. Европе.

М. существовали уже в сер. 1-го тыс. до н. э. в Египте (культ Сераписа; гл. центр этого культа Серапеум в Хенобоскионе) и нек-рых др. странах. Древнейшие М. упоминаются в свящ. книгах индуизма. Они служили врем. пристанищем странствующим отшельникам, посвятившим жизнь изучению вед и молитвам.

С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские М. в странах Азии: Индии (2-1 вв. до н. э.), Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.), Монголии (сер. 17 в.). Буддийские М. становятся крупнейшими феод. землевладельцами, принимают активное участие в политич. жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и числ. их уменьшается (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Политич. и экономич. влияние буддийских (ламаистских) М. до недавнего времени сохранялось в Тибете, к-рый в течение длит. времени являлся теократич. гос-вом. До образования Тибетского автоном. р-на в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тыс. М. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тыс. монахов каждый.

В исламе М. не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве. Лишь с возникновением (10-11 вв.) в странах Бл. и Ср. Востока мистико-аскетич. направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 чел. во главе с шейхом.

В древности существовали иудейскосектантские общины, члены которых давали обет посвятить свою жизнь богу. Их возникновение относится ко 2 в. до н. э. 2 в. н. э. В этих древних формах иудейско-сектантских общин можно видеть один из источников возникновения М. в христианстве. Другим источником было храмовое отшельничество в Египте, практиковавшееся, в частности, в культе Сераписа. Именно в Египте в 1-й трети 4 в. были основаны Пахомием первые христ. М. Пахомий вызвал к жизни новую форму монашества киновитство (см. в ст. Монашество). Широкое распространение христ. М. получили, кроме Египта (Фиваида, Ликополис, Оксиринх, Арсиной), в Палестине, Сирии (близ г. Нисибис), Каппадокии (здесь впервые при М. были созданы школы для воспитания детей), Малой Азии, Армении, на о. Кипр, в Византии (в одном только Константинополе в 1-й пол. 6 в. имелось более 80 М.).

Христианские М. во главе с игуменом, сохраняя автономию, образовывали уже в 4 в. подобие позднейшей конгрегации: игумены съезжались на общий совет по неск. раз в год, принимали согласованные решения. В М. поддерживалась почти военная дисциплина. Монахи составляли "компании", во главе к-рых стояли "деканы". Каждые 10 "компаний" составляли "дивизион". Вся жизнь М. регламентировалась уставом, древнейшие из уставов приписывают Пахомию, его ученикам Шенуди, Макарию Александрийскому, Василию Великому.

С развитием феодализма в странах Востока М. сосредоточили в своем владении огромные зем. и ден. богатства. В Византии обогащение М. и связанный с этим рост их политич. роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате к-рого сократилось монаст. землевладение (утраченные позиции М. были восстановлены во 2-й пол. 9-10 вв. при поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную "монашескую республику" на скалах п-ова Афон (ок. Салоникского залива), ставшую с 10 в. гл. центром православного (греко-визант.) монашества. В 962-1542 здесь было осн. ок. 200 М. Общее управление осуществлялось "парламентом" из 20 чел. и четырьмя "президентами", один из к-рых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (ок. 1000). С Афоном в значит. степени связано и распространение в 10 в. православных М. в Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. ниже раздел Монастыри в России).

В Зап. Европе М. появились в 4 в. В Италии они создавались монахами выходцами из М. Пахомия на В.; в Англии, Галлии, Юж. Германии ирл. монахами. Монаст. жизнь регламентировалась вост. христ. монаст. уставами, переведенными на лат. яз. (наибольшее распространение имел устав Василия Великого). В 529 Бенедикт Нурсийский создал монастырь в Монтекассино (близ Неаполя), подчинившийся власти рим. папы и положивший начало старейшему католич. ордену бенедиктинцев. Устав этого монастыря сделался обязательным для всех М. Зап. Европы на столетия. Одним из требований монаст. жизни в бенедиктинских М. Зап. Европы, как и на Востоке, был обязательный труд. Однако с развитием феодализма доступ в М. строго ограничивается представителями господствующего класса. В связи с этим требование об обязательном занятии трудом монахи выполняли своей работой в мастерских письма, художеств. миниатюры, скульптуры и т. п. Тяжелый физич. труд в земледелии, скотоводстве и др. отраслях монаст. х-ва с 11 в. перекладывается на особых работников конверзов и на эксплуатируемое монастырем крепостное крестьянство.

М. в ряде мест (как на З., так и на В.) играли в период раннего средневековья значит. роль в расчистке лесов, осушении болот, поднятии целины. Многие М. превратились в крупные х-ва с развитым земледелием и ремеслом, продукция к-рых шла гл. обр. на удовлетворение потребностей М., a частично на благотворит. цели. Зем. богатства М. были очень значительны (в 9 в. франц. монастырь Сен-Жермен-де-Пре имел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен 810 тыс. га и т. д.). Большое распространение получила на монаст. землях практика прекариев, что содействовало развитию и укреплению феод. отношений. Укреплению мощи М. содействовала королев. власть, широко предоставляя им иммунитетные права и всевозможные привилегии. М. рано начали втягиваться в товарно-ден. отношения, занимались не только торговлей продуктами монаст. х-ва, но и работорговлей. М. нередко составляли самостоят. политич. единицы, являвшиеся одним из осн. звеньев феод. организации общества. Они имели свой суд, свое войско, свое управление и т. д. Монашество втягивалось все глубже в светскую жизнь, подвергалось "обмирщению", что способствовало падению религ. веры в массах. Неоднократно предпринимавшиеся попытки заставить М. более строго подчиняться уставу (Хродеганг в 8 в., Бенедикт Аньянский в нач. 9 в.) оставались безуспешными. Значит. укрепление экономич. и политич. мощи М. началось в Зап. Европе в 10-11 вв. и было связано с клюнийской реформой, требовавшей соблюдения строгих правил Бенедикта Нурсийского о монаст. жизни. В нач. 11 в. возникла обширная конгрегация католич. М. разных стран, примкнувших к сторонникам реформы. В кон. 11 нач. 12 вв. появляется (гл. обр. во Франции) ряд новых М., с помощью к-рых церковь стремилась приостановить широкое движение, развернувшееся под лозунгами "евангельской бедности", воспринятыми массами недовольных крестьян, искавших спасения от усиливавшейся эксплуатации в бегстве от своих феодалов. Нек-рые из этих М. (Премонтре, осн. в 1119, Фонтевро, осн. в 1122, Сито, осн. в 1120, Савиньи, осн. в 1118) сделались крупными церк. центрами, и на их базе возникли влият. монашеские ордена. В условиях продолжит. крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тринитарии), основавшие ряд М. особого типа: у иоаннитов (госпитальеров) М. соединялся с лазаретом для раненых крестоносцев, у тамплиеров с убежищем для паломников, у тринитариев с домами, в к-рых собирали выкупленных из плена крестоносцев. Нередко эти М. служили базами на торг. путях с В. на З. В 1-й трети 13 в. возникают М., связанные с орденами нищенствующих монахов (францисканцы, доминиканцы, позднее августинцы-эремиты, кармелиты и др.). Существенной особенностью этих М. была их тесная связь с городом, органич. частью к-рого они становились. Ведя борьбу с усилившимся еретич. движением, рассылая своих монахов в разные страны в качестве миссионеров, эти М. богатели, их роль в политич. жизни возрастала. Многие из М. стали опорными пунктами для воен. захватов и колонизации. Католич. М. выступали союзниками папства в борьбе за политич. господство в Европе, препятствовали процессу централизации европ. гос-в. По мере развития светской культуры и с разложением феодализма отчетливо проявилась реакц. роль М. (и монашества), являвшихся в период раннего средневековья своеобразными культурными очагами.

Сильный удар был нанесен католич. М. во время Реформации, сопровождавшейся ликвидацией монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, сканд. странах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских кн-вах). Однако в связи с контрреформацией в монаст. движении наблюдается новый подъем. Осн. театинцами, барнабитами и др. монаш. орденами во 2-й пол. 16 в., новые М. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Борьба против монашества снова усилилась в связи с Нидерландской бурж. революцией (закрытие М. с конфискацией имущества было проведено на терр. совр. Нидерландов), а также с политикой т. н. просвещенного абсолютизма (множество М. подверг ликвидации в своих владениях Иосиф II). Большой удар по М. был нанесен бурж. революциями 18-19 вв. В период франц. бурж. революции конца 18 в. была проведена конфискация зем. владений церкви (закон от 2 нояб. 1789), составлявших 1/5 всех франц. зем. владений, и М. были закрыты (постановлением Конвента от 13 февр. 1790). Упразднению с конфискацией земли подлежали М. по законодательству республик, созданных в 1797-99 в Италии в период франц. оккупации: Цизальпинской, Лигурийской и Римской. Часть земли М. была конфискована франц. властями в Итальянском королевстве (1806-15) в первые годы его существования. В 1807-09 М. были упразднены в Неаполитанском королевстве, их имущество конфисковано и пущено в продажу. В февр. 1849 пр-во Римской республики провело национализацию всей движимой и недвижимой собственности монаш. орденов. В Испании земли М. были конфискованы в ходе революции 1820-23; в период бурж. революций 1834-43 и 1868-74 (реформы Мендисабаля в 1835, постановление учредит. кортесов в 1869) М. подверглись ликвидации.

На протяжении всего 19 в. и нач. 20 в. судьба М. тесно переплетается с судьбами политич. реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию М. (в Италии в 1850-55, в Германии во время "культуркампфа" в 1875, во Франции в 1901-06, в Португалии в 1910 и т. п.). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения в ряде стран бурж. реакция снова обратилась к М. С кон. 19 в. их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканские, нек-рые евангелич. церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше М., изменили к ним отношение и допустили их появление.

В большинстве капиталистич. стран М. в наст. время перестали играть роль самостоятельных хоз.-экономич. единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются в руках монаш. орденов (напр., орден иезуитов располагает капиталом в 5 млрд. долларов), к-рые пускают капиталы в оборот вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр. путем приобретения пакетов акций.

В СССР декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и др. В наст. время в СССР существует неск. православных М. (с небольшим числом монахов), являющихся чисто религ. орг-циями.

В зарубежных социалистич. странах вопросы, связанные с церк., в т. ч. и с монаст., землевладением, были решены в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928). В подавляющем большинстве этих стран монаст. эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религ. орг-циям, в т. ч. и М., выделены зем. участки в размерах, необходимых для занятия под церк. сооружения, погосты и т. п. Служители религ. культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистич. гос-в, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.

В Албании, согласно постановлению "О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе" от 27 мая 1946, М. могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об агр. реформе, принятому Нар. собранием 12 марта 1946, за М. были сохранены (в зависимости от ист. значения М.) зем. владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли М. св. 57 га подлежали изъятию гос-вом за выкуп в соответствии с декретом Врем. нац. пр-ва "О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян" от 15 марта 1945. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о зем. реформе от 5 марта 1946 конфисковывались зем. владения св. 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех М., к-рые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян. В КНР, в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950), земли М. подлежали реквизиции и вместе с др. конфиск. и реквизиров. землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монаст. имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого нар. хурала (дек. 1928) о конфискации крупной феод. собственности. В Польше решение о национализации латифундий католич. церкви и др. религ. орг-ций (в т. ч. М.) было принято в марте 1950. С 75 тыс. га монаст. землевладение сократилось до 9 тыс. га (ок. 5 га у отдельных М.). В Чехословакии в собственность гос-ва перешла земельная (св. 1 га) и др. собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных М. (закон о зем. реформе, постановления от 14 и 18 окт. 1949 об экономич. обеспечении церкви и религ. орг-ций гос-вом и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации зем. владения М. свыше 10 га. За М., имеющими важное ист. значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, к-рыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монаст. землевладение было ликвидировано еще во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монаст. землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.

Лит.: Казанский П., История православного монашества на Востоке, ч. 1-4, М., 1854; Ратшин А., Полн. собр. историч. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. церквах в России, М., 1852; Соколов И., Состояние монашества в визант. церкви с пол. 9 до нач. 13 вв., Каз., 1894; Минаев И. П., Пратимокша сутра, буддийский служебник, СПБ, 1869; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Heimbucher M. J., Die Orden und Kongregationen der katholischen Kirche..., 3 Aufl.,Bd 1-2, Paderborn, 1932-34; Bell C., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Schmitz Ph., Geschichte des Benediktinerordens, (2 Aufl.), Bd 1-2, Z., 1947-48; Hallinger K., Gorze-kluny. Studien zu den monastischen Lebensformen und Gegenständen im Hochmittelalter, Bd 1-2, Romae, 1950-51.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Монастыри в России. M. на Руси появились с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими их землями, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод. отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были рассадниками письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрел Киево-Печерский М., из стен к-рого вышли многие рус. епископы. Наряду с крупными М. (Киево-Печерским, Новгородским, Юрьевым и др.) в 12-13 вв. широкое распространение получили мелкие М., состоявшие из 3-5 монахов-отшельников, "особенно" живущих на т. н. келиотском уставе. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М. монахи с келиотского устава были переведены на общежитийный. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно возрастает в 14-15 вв. В это время возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. крупные М. В 16 в. на С., в Подвинье, возникает Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчетам С. Б. Веселовского, во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, не считаясь со средствами, осуществляли покупки и вымогательства земель под видом вкладов, просили гос. пожалований, переходили к прямым насильственным захватам окрестных черносошных земель. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами, к-рые изгоняли, а подчас и убивали их основателей. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"); в монаст. вотчинах формировались различные категории феод.-зависимого населения России. В кон. 15-16 вв. рост монаст. землевладения начал тревожить великокняж. власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. и монаст. землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населенными крестьянами селами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. Новые попытки гос. власти ограничить монаст. землевладение и привилегии относятся к сер. 16 в. На Стоглавом соборе (1551) было решено установить строгий контроль за приобретением земель в М. В 1572 пр-во запретило делать зем. вклады в крупные М., a в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении приобретать в М. земли. Вводя монаст. запашку, увеличивая повинности крестьян, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крест. волнения произошли в 1594 95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского М., где монаст. власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крест. восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали пр-ву В. Шуйского в подавлении крест. движения. Оправившись после удара, нанесенного крест. войной и иностр. интервенцией, М. вновь стали в 17 в. серьезной экономич. и политич. силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монаст. доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монаст. крестьян, была произведена секуляризация монаст. земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация была проведена в 1786-88). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. М. рассматривались царским самодержавием как оплот реакции в борьбе с революц. движением. Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. М. использовались как место заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии.

К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит. ден. доход (Троице-Сергиева лавра ок. 1,5 млн. руб.). М. враждебно встретили Окт. социалистич. революцию, в течение ряда лет служили оплотом контрреволюции. Декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. было объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим числом монахов, являющихся чисто религ. орг-циями.

Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Росс. империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97; Гантаев Н., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в Северо-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; его же, Монастырское землевладение в Моск. Руси во 2-й пол. XVI в., "ИЗ", т. 10, М., 1941; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Тихомиров М. Н., Россия в XVI ст., М., 1962; его же, Монастырь-вотчинник XVI в., "ИЗ", т. 3, М., 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI начала XVII вв., в сб.: ВИРА, т. 6, М., 1958; Зимин А. A., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964.

В. И. Корецкий. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое монастыри
Значение слова монастыри
Что означает монастыри
Толкование слова монастыри
Определение термина монастыри
monastyri это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):