Советская историческая энциклопедия - халифат
Связанные словари
Халифат
1) По мусульм.-суннитской теории гос. права система теократии, осн. на неизменных принципах религии; халиф сосредоточивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). 2) Название в странах Европы (предположительно с 10 в.) феод. арабо-мусульм. гос-ва, возглавлявшегося халифами. Первонач. ядром X. была созданная Мухаммедом в Западной Аравии мусульманская община (умма). Столица X. в 632-656 находилась в Медине. При халифе Абу Бекре (632-634) были подавлены восстания араб. племен, выступивших против мединского пр-ва, и начаты завоевания византийских и сасанидских владений. В результате первого этапа арабских завоеваний в состав X. были включены Ирак, почти весь Иран, б. ч. Закавказья, Сирия, Палестина, Египет. В ходе внешних завоеваний усилилась социальная и имущественная дифференциация среди арабов. Особенно обострились противоречия между рядовыми арабами и родоплем. знатью, между различными группировками араб. верхушки в 40-50-х гг. 7 в. Все это нашло отражение в убийстве в 656 халифа Османа (правил с 644), в сражениях между арабами-мусульманами при Хурейбе (656) и Сиффине (657), в возникновении первых религ.-политич. течений в исламе суннитов (см. Суннизм), шиитов (см. Шиизм) и хариджитов, в сражении между хариджитами и войсками халифа Али при Нахраване (658) и, наконец, в приходе к власти Омейядов (см. Омейядов халифат), выражавших интересы араб. феодализировавшейся родоплем. знати. При Омейядах X. превратился фактически в светское гос-во. (Из-за этого историографы Аббасидов упрекали впоследствии Омейядов в отступлении от норм ислама и считали их светскими правителями-царями, хотя они выполняли и функции духовного главы мусульман имама.) После смерти халифа Язида (683) X. фактически распался. Гос. единство было восстановлено к 692, в период правления Абд-аль-Малика. При его преемнике аль-Валиде начался второй этап араб. завоеваний, в результате к-рых в состав X. были включены Сев. Африка, б. ч. Пиренейского полуострова, Ср. Азия, Табаристан, Джурджан (Горган) и Синд.Оппозиц. течения в 8 в. хариджиты и шииты, а также сторонники теократии, ведя борьбу против Омейядов, собирали вокруг себя всех недовольных ростом феод. эксплуатации и реформами омейядских халифов, противоречившими, по их мнению, догмам ислама. В результате дальнейшего обострения социальных противоречий как между завоевателями-арабами и завоеванными ими народами, так и в среде самих арабов сузилась социальная опора Омейядов. В 20-30-х гг. 8 в. в разных частях X. происходили антифеод. и антиправительств. выступления нар. масс. В результате одного из этих восстаний восстания Абу Муслима в 750 к власти пришли Аббасиды (см. Аббасидов халифат). Приход к власти Аббасидов не изменил ни социальной структуры X., ни фактически светского характера правления. Хотя Аббасиды считали себя имамами, в основу гос. строя они положили не принципы теократии, а бюрократич. систему Сасанидов государства; поземельная и фискальная политика Аббасидов продолжала политику Омейядов и их предшественников. Но в противоположность Омейядам Аббасиды значительно расширили социальную опору династии, уравняв местную, в частности иранскую, феод. знать (дехканов) в политич. правах с арабами и допустив ее к высшим правительств. должностям при дворе и на местах. Достигнув высокой степени политич. централизации и развития производит. сил при первых Аббасидах, X. с нач. 9 в. вступил в полосу политич. распада. Разл. уровень экономич. развития входивших в состав X. стран, слабость экономич. связей между областями X., отличавшимися одна от другой этнич. составом, физико-географич. условиями и историко-культурными традициями, народно-освободит., антифеод. восстания, расшатывавшие экономич., воен. и финанс. мощь X., концентрация зем. собственности в руках воен. и местной землевладельч. феод. знати, упадок роли общины как податной единицы, борьба внутри класса феодалов все эти факторы обусловили распад абба-сидского X. и привели к возникновению фактически самостоят. феод. гос-в и местных наследств. эмиратов: Тулунидов в Египте в 868, Алидов в Табаристане в 864, Тахиридов в Хорасане в 821, Саффаридов в Сейста-не в 861, Саманидов в Мавераннахре в 819 и др., а также к возрождению местных феод. гос-в в странах Закавказья. Политич. распад сопровождался упадком светской власти аббасидских халифов, к-рая переходила в руки эмиров и султанов.В 1-й пол. 10 в. вместо единого X. уже существовали: шиитский Фатимидов халифат (909-1171), суннитский X. Омейядов (929-1031) (см. Кордовский халифат) и халифат Аббасидов. В первых двух халиф сосредоточивал в своих руках как духовную, так и светскую власть, а аббасидский халиф после завоевания в 945 Багдада Бундами лишился светской власти даже в самом Багдаде. В 1055 Бундов в Багдаде сменили Сельджукиды. С 945 по 1132 в руках аббасидских халифов оставалась только духовная власть имама, от к-рого по установленной традиции исходила верх. власть светского правителя над его мусульм. подданными; поэтому эмиры и султаны получали у аббасидского халифа инвеституру и приносили ему присягу. После распада единого гос-ва Сельджу-кидов (1118), в результате борьбы аббасидских халифов (поддержанных жителями Багдада) с сельджукскими султанами Ирака, аббасидский X. возродился как гос-во в басс. Тигра и Евфрата. Халиф Насир (1180-1225) включил в состав X. также терр. Хузистана и вел борьбу против хорезмшахов. В 1258 после взятия Багдада монг. войсками Хулагу-хана и казни последнего аббасидского халифа Мустасима X. как гос-во перестал существовать.Спустя неск. лет была предпринята попытка восстановления духовной власти аббасидских халифов: в 1261 одного из действит. или мнимых членов династии Аббасидов провозгласили халифом при дворе мамлюкского егип. султана Бейбарса. С тех пор до тур. завоевания Египта в 1517 халифы-Аббасиды жили в Каире при мамлюкских султанах, не имея политич. власти, но своим религ. авторитетом они освящали светскую власть егип. султанов, иногда также султанов др. мусульм. стран, и давали им инвеституру. После завоевания мамлюкского Египта тур. войсками, согласно распространенному мнению в результате торжеств. отказа от своих прав последнего аббасидского халифа Мутаваккиля в пользу тур. султана, к последнему перешел духовный суверенитет над всеми мусульманами мира, хотя и не подчиненными ему как светскому правителю. Однако, как доказал В. В. Бартольд, эта теория возникла в эпоху политич. упадка Турции во 2-й пол. 18 в., и X. османских султанов не имел никакой преемств. связи с X. егип. Аббасидов. Турецкий X. был упразднен в респ. Турции в марте 1924.Попытки создания общемусульм. X., предпринимавшиеся позднее в нек-рых странах ислама, оканчивались безрезультатно.Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966,с.15-78; его же, Теократич. идея и светская власть в мусульм. гос-ве, там же, с. 303-19; его же, Ислам, там же, с. 79-139; Якубовский А. Ю., Ирак на грани VIII IX вв., в кн.: Труды первой сессии арабистов, М.-Л., 1937; его же, Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", т. IV, М.-Л., 1947; Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; его же, Мусульм. сектантство, M., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII XV веках, (Л.), 1966; Надирадзе Л. И., Вопрос о рабстве в халифате VII-VIII вв., "НА и А", 1968, No 5; его же, Община на терр. восточного халифата в VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1966; его же, Вопросы общественно-экономич. строя гос-ва арабов и халифата VII-VIII вв. в сов. историографии, в сб.: Историография стран Востока, М., 1969; его же, Проблема гос. собственности на землю в халифате VII-VIII вв., в сб.: Арабские страны, М., 1970; Босворт К. Э., Мусульманские династии, пер. с англ., М., 1971; Мюллер A., История ислама с основания до новейших времен, т. 1-4, СПБ, 1895-96; Мец A., Мусульм. Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Goldziherl., Muhammedanische Studien, Tl 2, Halle, 1890; его же, Du sens propre des expressions: ombre de Dieu..., P., 1897; Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, Lpz., 1924-32; Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Caetani L., Annali dell'Islam, v. 2, Mil., 1907: Huart C, Histoire des Arabes, t. 1-2, P., 1912-1913; Hitti Ph., History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Maigoliouth D. S., The sense of the title Khalifah, в кн.: Agäbname. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne, Camb., 1922; Arnold T. W., Khalifate, Oxf., 1924; Spuler В., Geschichte der islamischen Länder. Abschn. 1 Die Chalifenzeit, Entstehung und Zerfall der Islamischen Weltreichs, Leiden, 1952: Rosenthal E. I. J., Political thought in medieval Islam, Camb., 1962; Levy R., The social structure of Islam, Camb., 1962.Л. И. Надирадзе. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое халифат
Значение слова халифат
Что означает халифат
Толкование слова халифат
Определение термина халифат
halifat это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):