Советская историческая энциклопедия - бартольд
Связанные словари
Бартольд
Василий Владимирович (3(15).XI.1869 19.VIII.1930) сов. востоковед, академик (с 1913). Окончил в 1891 Петерб. ун-т (ф-т вост. языков) и там же продолжал научную и преподавательскую деятельность (с 1896 приват-доцент, с 1901 профессор). За первую часть монографии "Туркестан в эпоху монг. нашествия" (ч. 1-2, 1898-1900, англ. пер. 1928) ему была присуждена ученая степень магистра, а за вторую часть д-ра истории Востока (1900). Громадная эрудиция, глубокое знание вост. языков, умение сочетать большой фактич. материал с постановкой новых вопросов дали возможность Б. создать ряд крупных науч. трудов. Б. автор св. 400 работ по истории, географии, культуре и религии народов Бл. и Ср. Востока.Сформировавшийся как ученый в условиях бурж. общества, Б. стоял в осн. на позициях идеалистич. понимания ист. процесса. Однако вопросы социально-экономич. порядка и положения нар. масс всегда интересовали Б. как исследователя, и этим он выгодно отличался от большинства востоковедов его современников. Ист. явления он нередко объяснял результатом влияния более культурных народов на менее культурные. Большое науч. значение имеют труды Б. по истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., перс. и местных авторов по вопросам истории, географии и культуры. В сов. время им создан ряд спец. очерков по истории отд. народов. Труды Б. по Ср. Азии были первыми в отечественном и мировом востоковедении работами, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. В работах по исламоведению Б., использовав огромный фактич. материал, подверг серьезной проверке сведения мусульм. авторов, выдвинул новые взгляды и выводы для характеристики начального ислама. В трудах Б. "Ислам" (1918), "Культура мусульманства" (1918), "Мусульм. мир" (1922) являются спорными отд. положения и объяснения сущности ислама, равно как и концепция о преемственности в восприятии различными народами т. п. "мусульм. культуры". Эта концепция умаляет нац. особенности, интересы, культуру и традиции народов, исповедующих ислам. В то же время эти книги содержат хорошо отобранный конкретный материал и дают критич. обзор важнейших трудов рус. и зап.-европ. востоковедов. В исследованиях о раннем периоде ислама "Мусейлима" (1925), "К вопросу о сабиях" (1917), "Коран и море" (1925), а также в статьях в "Энциклопедии ислама" Б. показал себя мастером науч. аргументации и толкования текстов вост. авторов. В то время как зап.-европ. исламоведы, занимавшиеся проблемами идеологии, обычно не связывали ее с экономич. и политич. жизнью народов Востока, Б. доказывал, что всякая религия вынуждена применяться к обстоятельствам действит. жизни, а не наоборот. Большой науч. результат был достигнут Б. в труде "Халиф и султан" (1912), в к-ром Б. выяснил, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа тур. султану Селиму I в 16 в. является легендой, появившейся лишь в 18 в. Вместе с тем в трудах Б. можно встретить одностороннее объяснение, равно как и идеализацию отд. ист. событий и деятелей. Сюда прежде всего надо отнести ошибочную оценку последствий монг. завоеваний 13 в. Б. недооценивал того, что монг. завоевания принесли разрушение производит. сил и привели к длительному порабощению покоренных народов; он ошибочно считал, что монг. государственность привела к установлению более устойчивого политич. порядка в Китае, странах Азии и в России, не оказав в этом отношении почти никакого влияния на историю самой Монголии. Эту оценку, впервые высказанную в 1900, Б. повторил в 1918 в своем исследовании "Улуг-бек и его время".Следуя традиции рус. историковвостоковедов, Б. плодотворно занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах ("Новое мусульм. известие о русских", 1896, "Араб. известия о русах", написана в 1918, напечатана в 1940).Б. уделял большое внимание истории востоковедения. Им опубл. капитальный труд "История изучения Востока в Европе и в России" (1911, 2 изд. 1925), "Обзор деятельности ф-та вост. языков Петерб. ун-та за 1855-1905" (1909) и др. Б. был организатором и редактором журн. "Мир ислама" (осн. 1912). После Окт. революции Б. возглавлял Коллегию востоковедов и ее печатный орган "Записки Коллегии востоковедов" (с 1925), редактировал сб. "Иран" (вып. 1-3, 1927-29), был директором тюркологич. кабинета (с 1928), товарищем пред. Академии истории материальной культуры (1926-29), вел большую педагогич. работу, участвовал в работе комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на латинскую, выполнял ответств. поручения пр-ва по организации Ср.-азиат. ун-та, созданию востоковедч. библиотек и собиранию вост. рукописей.Успешно выступал Б. на междунар. конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Ряд его монографий переведен на иностр. языки (англ., нем., тур. и др.). Громадный талант и исключит. эрудицию, все свои силы Б. отдавал сов. науке, всемерно содействуя развитию сов. востоковедения.Соч. (кроме указ. в ст.): Образование империи Чингиз-хана, "ЗВОРАО", 1896, т. 10; Отчет о поездке в Ср. Азию с научной целью. 1893-1894 гг., СИБ, 1897; Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до 17 в., "Изв. Турк. отд. РГО", 1901, (No) 4 (нем. пер. Lpz., 1910); Историко-географич. обзор Ирана, СПБ, 1903; О нек-рых вост. рукописях в б-ках Константинополя и Каира, "ЗВОРАО", 1908, т. 18, в. 4; Карл Великий и Харун ар-Рашид, "Христианский Восток", 1912, т. 1; К истории орошения Туркестана, СПБ, 1914; К вопросу о франко-мусульм. отношениях, "Христианский Восток", 1915, т. 3, в. 3; К истории религ. движении X в., "Изв. Росс. АН", 1918, с. 475-77; Вост.-иранский вопрос, "Изв. Росс. акад. истории материальной культуры", 1922, (т.) 2; Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, "Христианский Восток", 1922, т. 6, в. 3; Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, "Новый Восток", 1922, No 2; К истории крест. движений в Персии, в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П., 1923; Место прикаспийских областей в истории мусульм. мира, Баку, 1925; Таджики, в кн.: Таджикистан, Таш., 1925; Иран. Историч. обзор, Таш., 1926; История культурной жизни Туркестана, Л., 1927; Киргизы. (Ист. очерк), Фрунзе, 1927, (2 изд.), 1943; Мир Али-Шир и политич. жизнь, в сб.: Мир Али-Шир, Л., 1928; Очерк истории туркм. народа, в сб.: Туркмения, т. 1, Л., 1929; Новый источник по истории Тимуридов, "ЗИВ АН", 1936, в. 5; Очерк истории Семиречья, Фрунзе, 1943.Лит.: Умняков И. И., В. В. Бартольд. По поводу 30-летия профессорской деятельности, Таш., 1926; Крачковский И. Ю., В. В. Бартольд в истории исламоведения, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958; Смирнов Н. A., Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Якубовский А. Ю., Проблема социальной истории народов Востока в трудах акад. В. В. Бартольда, "Вести. ЛГУ", 1947, No 12.Н. А. Смирнов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое бартольд
Значение слова бартольд
Что означает бартольд
Толкование слова бартольд
Определение термина бартольд
bartold это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):