Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - календарь

Календарь

(от лат. calendarium, букв. долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца в т. н. календы) система счисления времени в различных странах, в основе к-рой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся особенно отчетливо в движении небесных светил.

Связь К. с природными явлениями. На начальном этапе первобытнообщинного строя счет времени велся по смене дня и ночи, по пальцам (отсюда декады, 20-дневки в К. майя), в дальнейшем по фазам Луны: новолунию и полнолунию (понятие "месяц" как отрезок времени существует у всех народов). С развитием земледелия производств. интересы потребовали учета времени также по сезонам, определяемым весенним и осенним равноденствием, летним и зимним солнцестоянием. Этим занялись жрецы, установившие на основании изучения астрономич. явлений связь сезонов года и сроков с.-х. работ с гелиакическим (перед восходом Солнца) восходом различных созвездий пояса зодиака (напр., в Др. Египте начало разлива Нила стали связывать с летним солнцестоянием и почти совпадавшим с гелиакическим восходом Сириуса). В Др. Риме считали, что "первый день весны приходится в знаке Водолея, лета в знаке Тельца, осени Льва, зимы Скорпиона" (Варрон 1, 27). С учетом восхода звезд давались хоз. советы (напр., "вскапывать виноградники нужно между восходом Плеяд и летним солнцестоянием" Варрон 1, 30). Попытки установления продолжительности года натолкнулись на непреодолимые препятствия, т. к. год не содержит ни целого числа суток, ни числа с определенной долей суток (продолжительность тропич. года в наст. время приблизительно равна 365 суткам 5 час. 48 мин. 46 сек.). Такие же затруднения вызвало определение точной системы счета новолуний средняя продолжительность синодич. месяца (от новолуния до полнолуния) теперь исчисляется в 29 суток 12 час. 44 мин. 3 сек. Несоизмеримость продолжительности года, месяца и суток препятствует установлению астрономически точной календарной системы. Отсюда множество календарных систем и их реформ у различных народов.

Типы К. Лунный К. определение продолжительности календарных месяцев в нем связывается только с изменением фаз Луны; каждый месяц начинается с новолуния и длится попеременно 29 и 30 суток; 12 месяцев составляют год, всего в году 354 суток. В дальнейшем, при уточнении наблюдений над новолуниями, нек-рые года пришлось увеличить до 355 суток. Лунный К. во мн. странах возникает, вероятно, раньше др. календарных систем. До наст. времени сохраняется в мусульм. странах. Для земледельч. населения неудобен, т. к. не отражает смены времен года (ежегодно опережает природные явления на 11 дней). Стремление согласовать лунный К. с явлениями природы привело к построению лунно-солнечного К.

Лунно-солнечный К. учитывает и смену фаз Луны, и годичное движение Солнца посредством введения добавочного (13-го) месяца, основываясь на соотношении 19 солнечных лет приблизительно равны 235 лунным месяцам (цикл Метона), из каждых 19 лет 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 по 13. Применялся в Вавилонии, Др. Китае, Иудее, Др. Греции, Др. Риме. В наст. время сохранился в Израиле, применяется также при вычислении дня пасхи в христ. церквах.

Солнечный К. осн. на видимом годичном движении Солнца; год из 12 месяцев составляет 365 или 365ј суток. В быту практически существовал у всех народов (об этом свидетельствуют повсеместное знакомство с поясом зодиака и культ Солнца), но счисление времени по солнечному К. велось в немногих странах Египте, в нек-рых р-нах Индии, Центр. Америке. Совр. междунар. К. солнечный.

Последоват. счет лет во всех календарных системах ведется от какого-нибудь историч. или мифич. события эры.

Древнекитайский К. лунно-солнечный. Возникает в 3-м тыс. до н. э. Система его своеобразна и сложна: годы из 12 месяцев по 30 и 29 дней объединялись в циклы, в течение к-рых вносились добавочные месяцы; каждый месяц подразделялся на 2 части: цзи (нечетная) и ки (четная). Это разделение года на 24 части сохранилось в быту Китая до наст. времени. С 595 до н. э. действовал 19-летний цикл, в течение к-рого вводилось 7 добавочных месяцев (б. ч. в 3, 6, 8, 11, 14, 16, 19-х годах цикла). Одновременно велся счет по 60-летним циклам с началом летосчисления условно в 2397 до н. э.; введение его китайские летописи относят к 2697-2397 до н. э. Каждый год цикла носил наименование к.-л. животного; каждые 2 года посвящались одной из 5 стихий: дерево, огонь, земля, железо, вода, причем 1-й год посвящался дереву как растению, 2-й дереву как строит. материалу, 3-й огню природному, 4-й огню домашнего очага, 5-й железу в природе, 6-й железу в изделии, 7-й земле в природе, 8-й земле возделанной, 9-й воде текучей, 10-й год воде стоячей.

Годы цикла др.-кит. К.: 1-й год дерево и крыса, 2-й дерево и корова; 3-й огонь и тигр, 4-й огонь и заяц; 5-й земля и дракон, 6-й земля и змея; 7-й железо и конь, 8-й железо и овца; 9-й вода и обезьяна, 10-й вода и курица; 11-й дерево и пес, 12-й дерево и свинья; 13-й огонь и крыса, 14-й огонь и корова; 15-й земля и тигр, 16-й земля и заяц; 17-й железо и дракон, 18-й железо и змея; 19-й вода и конь, 20-й вода и овца; 21-й дерево и обезьяна, 22-й дерево и курица; 23-й огонь и пес, 24-й огонь и свинья; 25-й земля и крыса, 26-й земля и корова; 27-й железо и тигр, 28-й железо и заяц; 29-й вода и дракон, 30-й вода и змея; 31-й дерево и конь, 32-й дерево и овца; 33-й огонь и обезьяна, 34-й огонь и курица; 35-й земля и пес, 36-й земля и свинья; 37-й железо и крыса, 38-й железо и корова; 39-й вода и тигр, 40-й вода и заяц; 41-й дерево и дракон, 42-й дерево и змея; 43-й огонь и конь, 44-й огонь и овца; 45-й земля и обезьяна, 46-й земля и курица; 47-й железо и пес, 48-й железо и свинья; 49-й вода и крыса, 50-й вода и корова; 51-й дерево и тигр, 52-й дерево и заяц; 53-й огонь и дракон, 54-й огонь и змея; 55-й земля и конь, 56-й земля и овца; 57-й железо и обезьяна, 58-й железо и курица; 59-й вода и пес, 60-й вода и свинья.

В быту год делился на 4 сезона, начало к-рых связывалось с восходом созвездий зодиака. Датировка событий в док-тах производилась по годам правления императоров в порядке последовательности династий. 60-летняя система счета годов была распространена в Вост. Азии, Японии, Корее, но с нек-рыми изменениями (напр., у монголов 5 стихий заменены назв. 5 цветов: синий, красный, желтый, белый, черный; Золотая Орда до принятия ислама использовала кит. К., в к-ром дни 1-й пол. месяца называли днями "новой луны", 2-й "ветхой луны"). Пережитки др.-кит. календарной системы сохранились в Китае, Японии и Вьетнаме и поныне, несмотря на принятие международного К.

К. Индии в осн. лунно-солнечные, но в нек-рых местностях применялись солнечные, с годом в 360 (упоминаются в Ведах) или 365 дней (добавочные дни прибавлялись через каждые 5 лет). Месяцы имели от 29 до 32 дней, новогодие было приурочено к различным дням. В Индии одновременно существовало ок. 20 эр, преим. религ. характера: древнейшая эра Кали (с 18 февр. 3102 до н. э.), Буддийские (с 950 и с 543 до н. э.), Викрамы (с 57 до н. э.), Фазли (Акбара, с 10 сент. 1550 н. э.), Шака (с 3 марта 78 н. э.). 22 марта 1957 (1 чайтра 1879 по эре Шака) введен единый для всей Индии гражд. К., по к-рому год начинается с 1-го числа месяца чайтра (22 марта), а летосчисление ведется по эре Шака.

Древние К. майя солнечный и лунный. Возникли в первые века нашей эры. По солнечному К. 365-366-дневный год подразделялся на 18 мес. по 20 дней в каждом с 5 добавочными днями в конце года. Была принята 13-дневная неделя. Названия месяцев в осн. связаны с земледельч. работами. Солнечный К. майя был воспринят ацтеками. Месяцы лунного К. имели 29 или 30 дней.

Древнеегипетский К. солнечный. Возник прибл. в 4-м тыс. до н. э. Год состоял из 3 сезонов по 4 месяца в 30 дней каждый (месяцы: тот, фаофи, атир, хояк, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, пауни, эпифи, мезори (впервые встречаются в 6-5 вв. до н. э.)) и 5 добавочных дней в конце; был на ј суток короче тропического, что приводило к смещению на сутки каждые 4 года.

Начало календарного года 1-е тота (19 июля по юлианскому К.), в 4-м тыс. до н. э. совпадало с летним солнцестоянием, первым появлением Сириуса (Сотиса) над горизонтом и началом разлива Нила; через каждые 4 года начало года переходило на один день (т. к. средний промежуток между двумя гелиакическими восходами Сириуса равен не 365 суткам, а почти точно 365,25 суток), обходя постепенно весь круг календарных дат (отсюда "блуждающий" год); лишь через 1461 египетский или 1460 юлианских лет (365x4) начало египетского года вновь совпадало с летним солнцестоянием и восходом Сириуса (т. н. Великий год, или период Сотиса). Летосчисление велось по годам правления фараонов, в эллинистич. эпоху применялась эра Набонассара (летосчисление с 26 февр. 747 до н. э.), по к-рой составлен "Канон царей" Птолемея (2 в. н. э.). В 238 до н. э. предпринималась попытка усовершенствовать солнечный К. путем прибавления одного дня каждые 4 года ("Канопский эдикт"). Новое счисление получило признание лишь в 26 до н. э. Улучшенный египетский (т. п. коптский) К. применяется в наст. время в Эфиопии и нек-рых др. странах: год состоит из 12 месяцев по 30 дней в каждом с пятью (через 4 года шестью) добавочными днями, начало года постоянное 11 сент. гражд. ст. (или 12 сент. после високосного года, не совпадающего с юлианским).

К. Древней Месопотамии лунно-солнечный. Появился в 3-м тыс. до н. э. В Шумере каждый город имел свой К. При Хаммурапи (1792-50 до н.э.) официальным становится К. г. Ура, распространившийся по всей Вавилонии. По вавилонскому К. год состоял из 12 месяцев (нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамну, кисливу, тхабиту, шабатху и адару (последний с 21 февр. по 21 марта)) с 7-дневной неделей (заимствована у шумерийцев, наряду с ней существовала и 5-дневная неделя хамушту). По мере отхода первого лунного месяца от весеннего равноденствия год удлинялся вставкой 13-го месяца (улулу 2-й) с 6 в. до н. э. 3 раза в 8 лет, с кон. 4 в. до н. э. 7 раз в 19 лет. В 10 в. до н. э. действие вавилонского К. распространилось на Ассирию. Датировка событий велась по правлениям царей. От даты воцарения Набонассара 26 февраля 747 до н. э. установился порядковый счет годов эра Набонассара.

Иудейский К. Древнейший К. у иудеев был лунным. Месяц начинался с новолуния, недели связывались с фазами луны. Добавочный месяц вставлялся перед первым весенним месяцем (нисаном), если ко дню пасхи (14 нисана) не мог созреть ячмень. Под влиянием Вавилона в 6 в. до н. э. установилась строго чередующаяся, не зависящая от фаз луны неделя. Разработка нового (лунно-солнечного) К. завершилась в 4 в. н. э. Введен в жизнь в 6-7 вв. н. э. К. осн. на сложном счислении новолуний, исходя из расчета лунного года в 354 дня 8 час. 876 халакимов (1 час = 1080 халакимов), а солнечного 365 дней 5 час. 997 халакимов. 12 мес. (месяц начинается с новолуния) по 30 или 29 дней составляют год; периодически из 19 лет цикла к 7 годам (3-му, 6-му, 8-му, 11-му, 14-му, 17-му и 19-му) добавляется 13-й месяц. Он повторяет 6-й месяц года (адар) и наз. вторым адаром (веадаром), поэтому годы были либо продолжительностью в 353, 354, 355 дней, либо в 383, 384, 385 дней. Начало года (1 тишри) переходяще, напр. в 1965 начало 5726 евр. года 27 сент., в 1966 15 сент., в 1967 5 окт. Летосчисление ведется от мифич. даты "сотворения мира" (7 окт. 3761 до н. э.). Этот К. является офиц. в Израиле.

Мусульманский К. (Хиджра) последовательно лунный. Окончательно оформился в 7 в. н. э. 12 лунных месяцев ((мухаррам, сафар, раби 1, раби 2, джумада 1, джумада 2, раджаб, шабан, рамадан, шаввал, джулкада, джулхиджа) продолжительностью попеременно в 30 и 29 суток (за исключением последнего 29 или 30)) составляют год в 354 суток. Из каждых 30 лет 11 високосные (355 суток). Начало летосчисления 16 июля 622 н. э. (день бегства Мухаммеда из Мекки в Медину). Начало года в переводе на европ. К. переходяще (т. к. лунный год на 11 дней короче солнечного): в 1965 2 мая, в 1966 22 апр., в 1967 11 апр. Семидневная неделя по дням совпадает с общепринятой. До наст. времени действует наряду с др. К. в мусульм. странах и Индонезии. На терр. совр. Ирана, Пакистана, Афганистана наряду с лунной Хиджрой существует введенная в 11 в. солнечная Хиджра (с началом летосчисления от 622, но по солнечным годам (1-й день года 21 марта)).

К. Древней Греции лунно-солнечные. Возникли в нач. 1-го тыс. до н. э. Каждый полис имел свою календарную систему. Аттич. месяцы (гекатомбеон, метагейтнион, боэдромион, пианепсион, мемактерион, посейдеон, гамелион, антестерион, элафеболион, мунихион, фаргелион, скирофорион и 13-й (эмболисмический) месяц 2-й посейдеон) начинались с новолуний, однако расчет с.-х. работ велся по восхождению созвездий. Начало года обычно относили к месяцу летнего солнцестояния (июнь). Добавочный месяц вставлялся перед началом весны. Греки не знали 7-дневной недели, месяц делился на 3 декады. С 6-5 вв. до н. э. в Аттике действовала система "октаэтериды": из 8 лет 3 года эмболисмические (по 13 мес). При этом расхождение солнечного и лунного годов составляло 3 дня в 8 лет. В 432 до н. э. по предложению афинского астронома Метона, к-рый высчитал, что 235 лунных месяцев = 19 солнечным годам (6940 суток), вводился 19-летний цикл с 7 эмболисмич. годами. Цикл Метона достаточно точен: 19 солнечных лет = 6939,6884 суток, а 235 месяцев = 6939,6018 суток. Разница = 0,0866 суток в 19 лет, что дает расхождение на 1 день за 312 юлианских календарных лет. В Др. Греции события датировались по именам должностных лиц (напр., в Афинах архонтов-эпонимов). С 4 в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по спортивным состязаниям в Олимпии, к-рые проводились 1 раз в 4 года. Начало эры 776 до н. э. (происходившая летом этого года олимпиада условно считается первой). Годы рассчитывались с полнолуния, следующего после летнего солнцестояния, и обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в 4-летии (напр., Саламинская битва 75, 1, т. е. первый год 75-й олимпиады). После Александра Македонского вводились различные эры: Филиппа Аридея (с 12 нояб. 324 до н. э.), Селевкидов (с 1 окт. 312 до н. э.) и много местных эллинистич. эр (напр., в Херсонесе Таврическом с 25 до н. э.).

Римский К. (принятый в наше время К. произошел от римского). С 7 в. до н. э. римляне пользовались лунно-солнечным К., по к-рому год из 12 мес. с нечетным количеством дней в каждом (из суеверия римляне боялись четных чисел) составлял 355 дней.-***-***-***-

Таблица 1. Месяцы римского К. 7 в. до н. э. [s]КАЛЕНДАРЬ_1.JPG[/s]

Год начинался 1 марта. По решению верховного жреца после 23 февр. эпизодически вставлялся дополнит. месяц Мерцедоний (23 (иногда 22) дня). Рим. К. не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до 3 определенных моментов внутри каждого месяца: календы (Calendae) 1-е число месяца, совпадающее с новолунием; ноны (Nonae) 5-е или 7-е число, день первой четверти Луны; иды (Idus) 13-е или 15-е число полнолуние (напр., 9 марта наз. "7-й день до мартовских ид"; 23 февр. "7-й день до мартовских календ" и т. п.; исходная дата включалась в счет дней).

В 46 до н. э. Юлий Цезарь произвел коренную реформу К. По совету егип. астронома Созигена, вводилось солнечное счисление времени, по к-рому 3 года считались по 365, 4-й по 366 дней. В новом К. сохранился только 1 добавочный день, помещавшийся после 23 февр., т. о., 6-й день до мартовских календ стал двойным (bissextilis, отсюда рус. високосный). Начало года переносилось на 1 янв. (т. к. с 153 до н. э. вновь избранные рим. консулы и др. магистраты приступали к своим обязанностям с 1 янв.). Продолжительность месяцев и названия нек-рых из них изменялись: в честь Юлия Цезаря месяц квинтилис был переименован в 44 до н. э. в июль, месяц секстилис в 8 до н. э. в август, в честь имп. Августа; к янв., авг., декабрю было добавлено по 2 дня, к апр., июню, сентябрю, ноябрю по 1 дню.-***-***-***-

Таблица 2. Месяцы юлианского К. [s]КАЛЕНДАРЬ_2.JPG[/s]

С 4 в. н. э. в рим. К. вводится 7-дневная неделя. Реформа рим. К. завершилась окончательно лишь в 8 в. Новый К., назв. в честь Юлия Цезаря юлианским, был принят христианской церковью (Никейский собор 325) и перешел в Византию (но с порядковым счетом дней). Датировка событий и актов велась по именам консулов, для чего составлялись списки консульств (fasti consulares). В 1 в. в лит. кругах распространилась неофиц. эра "от основания Рима" (21 апр. 754 (по Варрону 753) до н. э.).

На базе юлианского К. возникли различные эры. Наиболее распространенной в позднерим. время была эра Диоклетиана (позднее "святых мучеников" с 29 авг. 284 н. э.). Христианство в борьбе с язычеством пыталось создать свое летосчисление по библ. мифу "от сотворения мира". В 6 в. путем сложных богословских расчетов в связи с пасхальным циклом установились 3 наиболее принятые эры: Африкана, по к-рой 754 год от основания Рима считался 5501, Александрийская соответственно 5493, Византийская 5509 (официальная, перешла потом в Россию). С 313 н. э. велся также счет по индиктам. В 6 в. на Западе возникает датировка событий от "Рождества Христова", т. н. эра Дионисия, по имени рим. монаха Дионисия Малого, "вычислившего" при составлении таблицы пасхалий, что 248 год Диоклетиана приходится на 532 год от Р. X. 754 год от основания Рима стал считаться первым годом эры Дионисия. С 7-8 вв. датировка событий по этой эре распространилась в европ. странах (но не в Византии). В наст. время она принята в междунар. практике и ист. науке (до "Р. X.", "a. Ch." (ante Christum natum); "A. D." (Anno Domini), после "P. X.", "p. Ch." (post Christum natum)). В СССР эра Дионисия обозначается н. э. (наша эра).

Древнерусский К. Исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному К., что нашло отражение в назв. месяцев в древних летописях и славянских языках: январь просинец (становилось светлее), февраль сечень (сезон рубки леса), март сухий (в нек-рых местах земля просыхала), апрель березень (начало цветения березы), май травень, июнь изок (кузнечик), июль червень, или серпень (время жатвы), август зарев (зарево), сентябрь рюень (вырывать), октябрь листопад, ноябрь и декабрь грудень ("груда" мерзлая колея на дороге), иногда студень (единого наименования этих месяцев в слав. яз. не установилось).

В 10 в. вместе с христианством принимается юлианский К. с рим. наименованиями месяцев, 7-дневной неделей и визант. эрой. До 1492 год начинался и с 1 сент. и с 1 марта, с 1492, в соответствии с церковной традицией, началом года официально становится 1 сент. Петр I указом от 15 дек. 1699 установил начало года 1 янв. и зап.-европ. эру от Р. X.; вслед за 31 дек. 7208 "от сотворения мира" наступило 1 янв. 1700 н. э.

Древнеармянский К. (томар) введен в 7 в. н. э. Осн. на др.-егип. системе "блуждающего года". Год состоял из 12 мес. (навасарди, гори, сахми, тре, кхалоц, аратхс, мехекани, арег, ахекани, марори, магату, хротитихс) по 30 дней каждый и 5 дополнит. в конце года. Начало года (1 навасарди) переходило на один день каждые 4 года. Счисление велось c 1 июля 552 по юлианскому К. Совпадение арм. нового года с юлианским наблюдалось в 1317-20. В 15-16 вв. был заменен юлианским К.

Древнегрузинский К. юлианский. С 781 летосчисление велось по 532-летним пасхальным циклам ("хрониконам"), приуроченным к пасхалии 249 н. э. С 1313 счет лет начался сызнова. Одновременно велось летосчисление по эре от "сотворения мира" (с 5604 до н. э.).

Григорианская реформа. Средняя продолжительность года по юлианскому К. на 11 мин. 14 сек. больше действит. длины тропического, что за 128 лет привело к расхождению на сутки. Вследствие этой неточности весеннее равноденствие, постепенно перемещаясь вперед, перестало соответствовать 21 марта (в кон. 16 в. оно приходилось на 11 марта), что затрудняло расчеты дня пасхи. Папа Григорий XIII (1572-85), привлекая астрономов того времени (особенно Луллия), произвел реформу К. Специальная булла (Inter gravissimas) предписывала следующую после четверга 4 окт. 1582 пятницу считать 15 окт. т. о., вводилась поправка в 10 дней и весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта; чтобы избежать в будущем перемещения дня равноденствия, предписывалось каждые 400 юлианских календарных лет укорачивать на 3 дня, для этого считать високосными только те годы полных столетий, первые две цифры к-рых делятся без остатка на 4 (1600, 2000, но не 1700, 1800, 1900). Исходная разница между юлианским и григорианским К. в последующем нарастает, составляя для 18 в. 11 дней, для 19 в. 12, для 20-21 вв. 13 дней. В 1582 григорианский К. был введен во Франции, Италии, Испании, Португалии, Юж. Нидерландах; в 80-х гг. в Польше, католич. землях Германии, католич. кантонах Швейцарии, Австрии, Чехии, Венгрии; в 1610, под давлением Польши, в Пруссии. Протестантские страны долго не признавали его (в Дании, Норвегии, протестантских нем. гос-вах введен в 1700, в Сев. Нидерландах в 1707, в Англии в 1752, Швеции и Финляндии в 1753. Окончательно введен в протестантских нем. землях в 1776 (декретом Иосифа II), в Швейцарии в 1812). В 1873 григорианский К. принимается в Японии, в 1911 в Китае; из-за религ. расхождений задерживалось принятие его в Болгарии (1916), Сербии и Румынии (1919). В России был введен лишь после Великой Окт. социалистич. революции декретом СНК РСФСР от 24 янв. 1918. Следующий после 31 янв. день стал считаться 14 февр. С 1924 григорианский К. действует в Греции, с 1927 в Турции, с 1928 в Египте. В настоящее время он является международным.

К. французской буржуазной революции конца 18 в. Введен постановлением Нац. конвента от 5 окт. 1793. Осн. элементы нового К. следующие: начало года (и летосчисления) день провозглашения Республики: 22 сент. 1792 (совпадал с днем осеннего равноденствия). Год разделялся на 12 мес. по 30 дней с 5 или 6 добавочными днями в конце. Високосными (с 6 добавочными днями) считались 3, 7, 11-й года революц. счисления (с григорианским К. не совпадали). Назв. месяцев связывались с явлениями природы по сезонам.

Месяцы К. франц. революции: осенние вандемьер (месяц сбора винограда), брюмер (месяц тумана); зимние фример (месяц заморозков), нивоз (месяц снега), плювиоз (месяц дождя), вентоз (месяц ветра); весенние жерминаль (месяц прорастания), флореаль (месяц цветения), прериаль (месяц лугов); летние мессидор (месяц жатвы), термидор (месяц жары), фрюктидор (месяц плодов). 7-дневная неделя заменялась декадой, назв. дней к-рой имели в основе латинские количеств. числительные (напр., примиди, дуоди, триди и т. д.).

1 янв. 1806 Наполеон отменил респ. К. Восстановлен во время Парижской Коммуны (1871). Впоследствии вновь был введен григорианский К.

Предстоящая реформа К. Недостатки совр. К.: различная продолжительность месяцев (в 28-29, 30, 31 день), кварталов (90, 91, 92 дня), несогласованность чисел месяца с днями недели доставляют много неудобств, затрудняют планирование. С 19 в. в разных странах разработано много проектов реформы К. Вопросами реформы К. занималась Лига наций, в наст. время ООН. Наиболее приемлемым является проект разделения года на 4 квартала по 13 недель, с устойчивыми днями недели на каждое число месяца. Добавочные дни (в простом году 1, в високосном 2) т. н. "белые" (вне недель) предлагается назвать "днями мира".

Редукция эр. Разнообразие систем датировки, с к-рым сталкивается исследователь при изучении источников различных времен и народов, выдвигает необходимость их согласования с учетом разницы в календарном счете и эре. В кон. 16 в. франц. ученый Ж. Скалигер (1540-1009) разработал оригинальную систему унификации летосчисления (эра Скалигера, или т. н. юлианский период), по к-рой все дни, независимо от года, века и тысячелетия, занумеровываются по порядку. За день No 1 Скалигер принял день, когда одновременно начинались и 19-летний (лунный) и 28-летний (солнечный для определения дней недели) циклы и первый индикт 1 янв. 4713 да н. э. (по Скалигеру, 1 янв. 1965 день No 2 438 762). Эра Скалигера удобна для детального перевода дат.

Отдельные приемы редукции эр на совр. летосчисление. При переводе дат кит. 60-летнего цикла учитываются конечные годы циклов (для нашей эры 63, 123, 183, 243, 303, 363, 423, 483, 543, 603, 663, 723, 783, 843, 903, 963, 1023, 1083, 1143, 1203, 1263, 1323, 1383, 1443, 1603, 1563, 1623, 1683, 1743, 1803, 1863, 1923). К конечному году цикла, предшествующего определяемому, прибавляется номер года определяемого цикла, результат будет соответствовать году совр. летосчисления. Так, 41-й год 33-го цикла кит. К. будет соответствовать 1923 (конечный год. 32-го цикла)+41 = 1964 н. э. При обратном пересчете из года совр. летосчисления надо вычесть конечный год ближайшего цикла, напр.: 1964-1923=41. В цикле это год дерева и дракона.

Для приближенного перевода дат эры Набонассара следует, если дата менее 228, вычесть из 748, если 228 и выше из 749. Для более точного перевода используется эра Скалигера:

1) год эры Набонассара Ч 365 = А

2) к числу дней от 1 тота до определяемой даты + А + 1 448 638 = Б

3) Б : 1461 =В (с остатком Г)

4) В Ч 4 = Д

5) Г : 365 = Е (с остатком, к-рый указывает день по юлианскому К. с 1 янв.).

Для перевода дат иудейского К. следует (если даты доосенние) из года эры иудейского К. вычесть 3762 или 3761 (если даты послеосенние). При обратном переводе к послеосенним датам прибавляется 3761, к доосенним 3762.

Перевод дат с мусульм. К. производится следующим образом:

1) дату хиджры разделить на 30 = А (с остатком Б)

2) А Ч 10631 = В

3) определить число дней в Б (принимая во внимание високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29) = Г

4) определить число дней от 1 мухаррама до определяемой даты = Д

5) В + Г + Д + 227 016 = Е

6) E : 1461 = Ж (с остатком И; число дней)

7) Ж Ч 4 = К

8) И : 365 = Л (с остатком, к-рый указывает день по юлианскому К.).

9) К + Л = год нашей эры

Напр., Тимур умер 17 шабана 807 хиджры:

1) 806 : 30 = 26 (остаток 26 лет)

2) 26 Ч 10 631=276 406

3) (10 Ч 355) + (16 Ч 354) = 9214 дней

4) 30 + 29 + 30 + 29 + 30 + 29 + 30 + 17 = 224 дня

5) 276 406 + 9 214 + 224 + 227 016 = 512 860

6) 512 860 : 1 461 = 351 (остаток 49 дней)

7) 351 Ч 4 = 1 404 полных лет

8) 49 : 365 = 0 (остаток 49)

9) 1 404 + 0 = 1 404 н. э.

49-й день 1405 = 18 февраля 1405

По приблизительным расчетам (исходя из того, что 1 год хиджры = 0,97 года юлианского К.):

1) 806 Ч 0,97 = 782

2) 622 + 782 = 1404 н. э.

При переводе дат эры олимпиад номер олимпиады, уменьшенный на 1, множится на 4 и к произведению прибавляется номер года в олимпиаде, также уменьшенный на 1, получается сумма А. А вычитается из 776, что дает год до н. э. Если А равно или больше 776, то из него вычитается 775 и получается год н. э. Следует учитывать, что эра олимпиад начинается с лета.

Для приблизит. перевода дат эры Филиппа Аридея год эры вычесть из 325. Для получения более точных данных производятся те же действия, что и для дат эры Набонассара, но во 2-м пункте вместо 1 448 638 следует взять 1 603 398.

При переводе с эры Селевкидов дату (если она меньше 313) вычесть из 313, получается год до н. э.; при переводе дат свыше 313 нужно вычесть 312, получится год н. э.

При переводе римских нон и ид из числа, на к-рое приходятся ноны (иды) в данном месяце, вычитают No даты и прибавляют 1. Необходимо учитывать, что в марте, июле и октябре ноны 7-го, а иды 15-го числа, в остальные месяцы ноны 5-го, иды 13-го (напр., четвертые октябрьские иды (15 4 + 1) падают на 12 окт.). При переводе календарное число дней предыдущего месяца увеличивают на 2 и из полученной суммы вычитают римскую дату, получается дата предыдущего месяца (напр., 14-е календы июньские: 31 + 2 14 = 19 мая).

При переводе дат Византийской эры.:

а) сентябрьского года: из дат до сентября следует вычесть. 5508, после сентября 5509, б) мартовского года (начинался в марте после церк. сент. года): из дат до марта вычесть 5507, после марта 5508,

в) ультрамартовского года (начинался в марте до церк. сент. года): из дат до марта вычесть 5510, после марта 5509.

В датах 15 в. часто опускаются цифры тысячелетий и столетий, напр. "в лето (т. е. год) 79". Следует подставлять цифру 69 "6979".

В обозначении дат 17 в. отсутствуют цифры тысячелетий, напр. "лета 142". Следует подставлять цифру 7 "7142".

Александрийская эра: для перевода дат досентябрьских вычесть 5492, послесентябрьских 5493.

Армянская эра: при датах до 769 включительно прибавлять 551, с 770 прибавлять 550, получится год н. э. Для определения месяца и числа следует:

1) к числу дней от 1 навасарди до даты + 193 = А;

2) к году арм. эры + 2 : 4 = Б (остаток во внимание не принимается);

3) А Б = В (число дней по юлианскому К. с 1 янв.). Если Б больше А, то к А + 365 (или 366, если год високосный).

Лит.: Степанов Н. В., Календарно-хронологич. справочник, М., 1917; Идельсон Н., История календаря, Л., 1925; Россовская В. A., Календарная даль веков, М.-Л., 1936; Черепнин Л. В., Рус. хронология, М., 1944; Каменцева Е. И., Рус. хронология, М., 1960; Орбели И., Синхронистич. таблицы хиджры и европейского летоисчисления, М.-Л., 1961; Шур Я. И., Рассказы о календаре, М., 1962; Селешников С. И., История календаря и его предстоящая реформа, 3 изд., Л., 1962; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.-Л., 1963; Цыбульский В., В каком году мы живем? О системах календарей в странах Востока, "Совр. Восток", 1959, No 10; Schram R., Kalendariographische und chronologische Tafeln, Lpz., 1908; Cavaignac E., Chronologie de l'histoire mondiale, P., 1934; Parker B., The calendars of Ancient Egypt, Chi., (1950); Gardiner A., The problem of the month-names, "Revue d'égyptologie", P., 1955, t. 10, p. 9-31; Lietzmann H., Zeitrechnung der römischen Kaiserzeit, des Mittelalters und der Neuzeit, В., 1957; Ginzel F. K., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1-3, Lpz., 1958.

M. Я. Сюзюмов. Свердловск.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое календарь
Значение слова календарь
Что означает календарь
Толкование слова календарь
Определение термина календарь
kalendar это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):