протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж.
Кальвин; возникло в 16 в: в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины идея абсолютного предопределения и идея божеств. невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще
до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор (praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о предопределении "...было религиозным выражением
того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. "Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты
Америка и
Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры ценность золота и серебра пошатнулся и потерпел крушение" (Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об "абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистич. покорности судьбе. Согласно К., человеку не дано знать, предопределен
ли он богом к спасению или к осуждению, верующий должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А т. к. (в данном случае выступает на сцену 2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Т. о. получало религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще,
ибо успех буржуа предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается К. как показатель предызбранности человека к "спасению". К. как идеология буржуазии оправдывал ростовщич. процент и считал, что
рабство вполне допустимо с религ. точки зрения. И то и другое положение оправдывало практику буржуазии времени первонач. накопления, освобождая ее от запрета католич. церкви брать проценты и давая религ. санкцию начавшим принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся К. "мирской аскетизм", "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости" (Энгельс Ф., Крестьянская
война в Германии, 1953, с. 52), выражался в простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный богом". К инаковерующим К. не менее нетерпим, чем
католицизм, особенно к тем вероучениям, к-рые были религ. оболочкой клас. борьбы эксплуатируемых масс (анабаптизм); К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму.
К. стал орудием протестантизма в борьбе с католич. реакцией 16 в. и из Женевы родины К. широко распространился в Англии, Шотландии, Нидерландах, нек-рых областях Германии (Пфальц,
Гессен, Бранденбург и др.), Франции, Венгрии, Польши. Как религ. идеология буржуазии, К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних бурж. революциях нидерландской 16 в. и особенно английской 17 в.
Респ. организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархич. построения католич. церкви. Во главе церк. общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, исполнявшие службу проповеди и духовно-нравств. назидания. Обязанность последних не была связана со священнической деятельностью, а была лишь службой (ministerium), откуда их назв.
"министры". Пресвитеры и министры составляли консисторию, управляющую делами церкви в данной общине. В нек-рых странах в дальнейшем создалась более сложная организация, в к-рой получили важное значение местные и общенац. съезды представителей общин, т. н. синоды. Такая организация кальвинистской церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически мощного слоя буржуазии.
Она была очень удобной для буржуазии и с другой стороны: в
ней был полностью осуществлен идеал "дешевой церкви" упрощен
культ, устранена из церк. обихода роскошь и т. п. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. Респ. устройство кальвинистской церкви давало лишь формальное
право свободного выбора пасторов, фактически же
широкие массы верующих были отстранены от выборов, организация кальвинистской церкви строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов пресвитерам и министрам. Церк. организация К. была воспринята не только буржуазией. Респ. форма этой организации и возможность для сильных людей стать во главе ее сделали кальвинистскую
церковь удобным орудием для борьбы аристократич. слоев дворянства с королев. абсолютизмом. В церк. организации К.
они находили средство сплочения и экономич. укрепления (секуляризация церк. имуществ). Так, напр., обстояло дело во Франции (см. Гугеноты), в Венгрии, в горных, экономически наиболее отсталых р-нах Шотландии, где К. получил широкое распространение. К. (вместе с цвинглианством, быстро слившимся с К.) является основой т. н. реформатской церкви (точнее церквей); в наст.
время он в различных своих разновидностях (пресвитерианство, конгрегационализм и др.) наиболее распространен в США, Великобритании и ее нек-рых бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии и насчитывает прибл. 40 млн. приверженцев.
Лит.:
Энгельс Ф., Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии, К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21;
Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм,
ВИРА, 1958, No 6;
Виппер Р., Церковь и гос-во в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма, М., 1894; Doumerque E., J. Calvin. Les hommes et les choses de son temps, v. 1-7, Lausanne, 1899-1927; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, в его кн.: Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1, Tübingen, 1920; Tawney R. H., Religion and the rise of capitalism, N. Y., 1942; Schmidt A. M., Calvin et la tradition calvinienne, P., 1957; Biéler A., La pensée économique et sociale de Calvin, Genève, 1959 (Thèse).
С. Д.
Сказкин.
Москва. .