((Calvin), собственно Ковен (Cauvin); Calvinus латинизированная форма), Жан (10. VII. 1509 27. V. 1564) деятель Реформации, основатель кальвинизма.
Род. в Нуайоне (Франция) в зажиточной бурж. семье. Предназначенный сначала к духовной карьере, получил богословское образование, затем изучал
право в Орлеане и Бурже. Под влиянием проповеди М. Лютера стал склоняться к протестантизму. В 1534 ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов бежал в
Базель, где в 1536 появилось его гл. соч. "Наставление в христ. вере" ("Institutio religionis Christianae", сначала на лат., затем на
франц. яз.), в к-ром дано систематич. изложение нового вероучения; перевод К. этого соч. на франц. яз. сыграл большую роль в развитии франц. лит. яз. В том же 1536 К. приехал в Женеву, крупный торг. центр. где к тому времени победила
Реформация. Введение К. суровых постановлений о церк. дисциплине и нравственности горожан, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда
Женева заимствовала вначале реформац. идеи, привели к тому, что К. был вынужден уехать в Страсбург (1538), где стал проповедником общины религ. эмигрантов. В сент. 1541 К. вернулся в Женеву и оставался там
до конца жизни, сделавшись главой нового направления протестантизма кальвинизма, выражавшего интересы буржуазии эпохи первонач. накопления капитала. Под влиянием К. женевский магистрат принял новую церк. организацию, к-рая с нек-рыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами др. стран. С помощью консистории, возглавлявшей
церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, К. упразднил пышный католич.
культ; как советник пр-ва, он добился от магистрата установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязат.
посещения церк. службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т. п. К. отличался крайней религ. нетерпимостью как к католикам, так и к нар. реформац. течениям (особенно к анабаптизму). По настоянию К. все противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни и др. карам (сожжение в 1553 М. Сервета, отвергавшего христ. учение о "троичности" бога).
В соч. "Защита правоверного учения" (1554) К. доказывал, что с еретиками следует расправляться мечом. Женева для К. являлась опорным пунктом в борьбе за европ. и прежде всего франц. Реформацию. Он постоянно поддерживал связь с протестантами др. стран, в Женеву стекались кальвинисты из всей Зап. Европы, особенно из Франции; женевская академия, организованная в 1559, занималась подготовкой протестантского духовенства для Зап.
Европы, в женевских типографиях печаталась
Библия на франц. яз. и распространялась во Франции. Деятельность К. способствовала распространению кальвинизма во Франции (см. Гугеноты), Англии (см. Пуритане), Шотландии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польше.
Соч.: Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, E. Cu-nitz, E. Reuse, v. 1-59 (Corpus reformatorum, v. 29-87), Brunsvigae, 1863-1900; Opera selecta, ed. P. Barth, Bd 1, 3, 4, 5, Münch., 1926-36.
Лит. см. при ст. Кальвинизм.
С. Д.
Сказкин.
Москва. .