Советская историческая энциклопедия - библия
Связанные словари
Библия
(греч. ta biblia, букв. книги) собрание "священных" книг иудейской и христ. религий; лит. памятник, к-рый включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме сказания, легенды, мифы, законы и др. произв. 12 в. до н. э. 2 в. н. э. Состоит из 2 частей Ветхого завета (книги на др.-евр. и арамейском яз., признаваемые иудеями и христианами) и Нового завета (в осн. на греч. яз. признаваемые только христианами). Ветхий завет (у иудеев священное писание или писания, канонизирован ок. 100 н. э.) древнейшая часть В., был создан иерусалимскими жрецами, отобравшими из иудейского фольклора произв., соответствовавшие целям обоснования рабовладельч. порядков в возникшем в 11 в. до н. э. др.-евр. гос-ве. Ок. 7 в. до н. э. были объединены появившиеся в 9-8 вв. до н. э. кн. Элохиста и кн. Яхвиста. В 5 в. до н. э. религиозно-политич. реформатор Ездра объединил и отредактировал в Пятикнижии создававшиеся на протяжении веков книги Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В течение 8-2 вв. до н. э. создавались книги пророков (Амоса, Исайи, Иеремии, Даниила и др.), проникнутые ожиданием скорого пришествия спасителя Мессии.Ветхий завет (в православном каноне 39 кн.) включает: Пятикнижие, кн. Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон, кн. Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, кн. Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песнь Песней, кн. Исайи, Иеремии, плач Иеремии, кн. Иезекииля, кн. пророка Даниила и 12 "малых пророков".Новый завет возник в Вост. Средиземноморье в кон. 1-2 вв. н. э. в условиях победы в христианстве течения, к-рое призывало к примирению с действительностью. Лишь в Апокалипсисе (кон. 68 нач. 69) нашли отражение бунтарские настроения: ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи, "конца света". В остальных книгах Нового завета 21 Послании апостолов, в 4 Евангелиях (от Матфея, Марка, Иоанна и Луки) и Деяниях апостолов от бунтарского демократич. духа ранних христ. общин почти ничего не осталось: в них христианство оформилось как религия, проповедующая клас. мир, терпение и всепрощение, необходимость пассивного ожидания второго пришествия Христа. В этих книгах была предпринята историзация образа Иисуса Христа и создана его земная биография. Колоссальное влияние на Новый завет оказали вульгаризированные идеи греко-рим. философии, иудейское сектантское движение, а также широко распространенные культы егип., вавилонских и иран. божеств.Как в Ветхом, так и Новом завете нашли отражение интересы господств. эксплуататорских классов, использовавших и использующих для удержания эксплуатируемых в повиновении библейскую проповедь о смирении и терпении, о непротивления злу, о примирении с действительностью, о перенесении всех надежд на радость и счастье в загробный мир. Во имя этой веками насаждаемой традиции всячески проповедуется и поддерживается "богодухновенность" и "священность" всех утверждений В., а архаизмы, встречающиеся в ней, толкуются аллегорически.Окончат. отбор и редакция христ. текста Б. относится к 4 в. н. э. На Лаодикейском соборе 364 были объявлены "священными" (канонич.) тексты 59 кн. Еще в 3-2 вв. до н. э. осн. часть Б. была переведена в Египте с др.-евр. на греч. яз. (т. н. перевод семидесяти толковников "Септуагинта") (лат. septuaginta, букв. семьдесят). Впоследствии этот перевод лег в основу христ. переводов Б. (латинского Блаженного Иеронима (4 в. н. э.) -т. н. Вульгата (основа католич. канона), арм., сирийского, груз., эфиопского, славянского Кирилла и Мефодия (9 в.); в 16 в. М. Лютер перевел Б. на нем. яз., позднее она была переведена на франц., англ. и мн. др. яз.).И ветхозаветная и новозаветная части Б. изобилуют внутр. противоречиями, ошибками, легендами, не соответствовавшими географич. и историч. данным, тем не менее библ. космогония (Земля центр Вселенной, сотворение мира богом в 6 дней и др.), представления о человеке (создание первого человека из глины, а первой женщины из ребра мужчины (Адама) и др.), представления о различных народах (роль Ноя и его сыновей в этногенезе народов мира и др.) в течение 2 тысяч лет огнем и мечом навязывались человечеству. Эти представления бесспорно препятствовали развитию естественнонаучных взглядов на происхождение Вселенной, жизни на земле, человека.Б. способствовала распространению и укоренению религ. представлений о развитии историч. процесса как "промысла Божия", заранее определяющего судьбу как отдельных лиц, так и целых народов и гос-в. Нравств. нормы, проповедуемые В., противоречивы: наряду с запрещением убийства содержится пропаганда массового истребления людей; с гневным осуждением богатства совмещается полное оправдание эксплуататорских методов наживы. Библ. мораль всегда служила оправданием социального неравенства, порабощения женщины, существования рабства, религиозного фанатизма, агрессии и т. д. Только с учетом всех этих моментов возможно анализировать Б. и при условии критич. подхода к ней рассматривать ее в известной мере в качестве историч. источника, в особенности по социально-политич. и культурной истории иудеев и соприкасавшихся с ними народов.Являясь основой мифологии и догматики иудейской и христ. религий, Б. стала источником сюжетов произв. иск-ва, создававшихся с учетом клас. интересов и эстетич. вкусов господствующих слоев феод. общества, гл. обр. духовенства Европы и нек-рых стран Переднего Востока. Весьма велико было влияние библ. тематики и образов на развитие европ. лит-ры и музыки.Первые сомнения в истинности библ. книг зародились еще в древности (у др.-греч. философа Порфирия и рим. философа Цельса), но научно-критич. изучение Б. стало возможным лишь с 17-18 вв. Опыт изучения древних лит. текстов позволил исследователям путем сопоставления древнейших списков и содержания отд. книг, текстологич. и филологич. анализа, сравнения с произведениями фольклора и мифологией народов Др. Востока выяснить историю возникновения В., ее синкретизм. Особенно важными для научного изучения Б. явились новейшие археологич. открытия (с 1947) на берегах Мертвого м. (т. н. Кумранские находки), где были найдены многочисл. отрывки библ. текстов (с 1 в. до н. э.) в редакциях, весьма отличных от иудейской ("масоретской"; от др.-евр. масорет ограда) и христ.; это позволяет совр. исследователям уточнить ряд проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-критич. изучения и анализа содержания различных частей Б.Первым серьезным научно-критич. исследованием, легшим в основу критич. разбора Ветхого завета, был "Богословско-политический трактат" Б. Спинозы (1670). Отвергая клерикальную версию об авторстве Пятикнижия, написанного будто бы мифическим Моисеем, Спиноза пришел к выводу, что вероятным автором этой части Б. можно считать жреца Ездру (5 в. до н. э.). В сер. 18 в. франц. врач Ж. Астрюк на основе филологич. анализа текста установил наличие двух древнейших версий в Пятикнижии (Элохиста и Яхвиста), различающихся по наименованию др.-иудейского верховного божества, и обнаружил в тексте ряд нелепостей и противоречий. В нач. 19 в. нем. исследователь де Ветте показал, что Второзаконие было создано иерусалимскими жрецами в конце 7 в. до н. э. (621). В сер. 19 в. дешифровка вавилонской клинописи и ознакомление с произведениями вавилонско-ассирийской лит-ры позволили сделать дальнейшие шаги в деле историко-критич. изучения Б. В 1879 нем. историк Ю. Вельхаузен опубликовал "Введение в историю Израиля", сыгравшее крупную роль в критич. изучении Б. В России науч. изучение Ветхого завета начал акад. H. M. Никольский (ум. 1959). Эту работу вели также др. совр. сов. исследователи (акад. В. В. Струве, А. Б. Ранович и др.). В Зап. Европе, США, Израиле ученые консервативного направления стремились и стремятся, не останавливаясь перед фальсификацией научных данных, к ист. обоснованию библ. повествований, их аллегорич. толкованию для того, чтобы подкрепить псевдонаучными аргументами клерикальное понимание текста Б.Научно-критич. изучение Нового завета началось с конца 17-18 вв. Просветители и атеисты П. Бейль, Ж. Мелье, Вольтер, С. Дюмарсе, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Свифт, Г. Реймарус сделали первые критич. замечания. В 19 в. наметились 2 осн. направления историч. и мифологич. Представители историч. направления (Тюбингенская школа, Д. Штраус и др.), анализируя тексты В., критикуя их, в частности с позиций рационализма, не отвергают историчности осн. канвы изложения, не сомневаются в историч. реальности Иисуса Христа и считают его основателем христианства. Исследователи мифологич. направления, опираясь на работы нем. ученого Б. Бауэра, детально проанализировавшего Евангелия и др. произведения Нового завета, считают личность Иисуса мифологич. образом, созданным на основе ранее существовавших мифов о боге-спасителе и различного рода сказаний у народностей вост. половины Средиземноморья. Опираясь на открытия Бауэра, Ф. Бенари и др. прогрессивных ученых, Ф. Энгельс создал ряд классич. работ по истории новозаветной христ. лит-ры ("Книга откровений", "Бруно Бауэр и первоначальное христианство" и др.). Для критики Б. много сделал П. Лафарг. В конце 19 нач. 20 вв. с критическим разбором Нового завета выступили многие теологи и историки (У. Смит, Дж. Робертсон, А. Немоевский, А. Древс и др.). В СССР анализом и разбором новозаветной лит-ры, христ. обрядов и праздников занимались Н. М. Никольский, Р. Ю. Виппер, Ю. П. Францев, А. Б. Ранович и др. исследователи.Бесспорно установлено, что авторы ветхозаветных книг использовали для своих повествований мифы и сказания, существовавшие у соседних с Иудеей народностей, причем в Б. содержится поздний, часто менее яркий и интересный вариант (сказание о всемирном потопе заимствовано из Вавилона, о построении храма богу Яхве на горе Сионе, подле Иерусалима, из Финикии, и т. д.). Безусловно доказано, что библ. персонажей (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и его братья, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Самсон и мн. др.) в действительности не существовало. Найдено множество противоречий и несоответствий при изложении даже внешне правдоподобных историч. событий. В осн. установлена историч. последовательность написания различных частей библ. текстов. Частично прослежены первонач. версии изложения космогонич. и др. мифов и сказаний. На основании анализа новозаветной лит-ры установлены мифичность Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, абсолютная неисторичность евангельских повествований о жизни, проповеди, страданиях Иисуса, легендарный характер повествований о проповеди апостолов и мифичность их авторства посланий и Евангелий. В результате археологических находок (1947-56) в районе Мертвого моря открылись возможности более точного изучения обстоятельств возникновения мифа о Христе.Исследования прогрессивных ученых, трактующих историю Б. с марксистских позиций, встречают противодействие со стороны клерикально настроенных ученых-католиков (У. Дж. Дьюрант США), протестантов (А. Олмстед США), сионистов (И. Клаузнер Израиль) и т. д.Лит.: (кроме указанной в тексте) К. Маркс и Р. Энгельс о религии, M., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Никольский Н. M., Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; его же, Кризис "критической" библеистики и задачи маркс. Историч. науки, "Уч. зап. Белорусского гос. ун-та", 1939, в. 1; Тюменев А. И., Евреи в древности и средние века, П., 1922; Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, M., 1937; Ярославский Е., Библия для верующих и неверующих, М., 1958; его же, Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958; Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, M.-Л., 1946; его же, Рим и раннее христианство, М., 1954; Дьяконов И. М., Амореи (К происхождению культа бога Иисуса), "ВДИ", 1939, No 4; Ковалев С. И., Кубланов М. M., Находки в Иудейской пустыне, М., 1960; Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Лившиц Г. М., Кумранские рукописи и их историческое значение, Минск, 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Старкова К. Б., Рукописи из окрестностей Мертвого моря, "ВДИ", 1956, No 1; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, M.-Л., 1959; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем. H. M. Никольского со вступ. статьей и тремя прилож., СПБ, 1909; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960; Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, "ВДИ", 1937, No 1; Марковский И. С., Библейска археология, 2 изд., С., 1948; Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Робертсон Дж., Первоначальное христианство, пер. с англ., (M.), 1930; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1956; Bauer B., Christus und die Caesaren, 2 Aufl., B., 1879, его же, Kritik der evangelischen Ge-schichte der Synoptiker, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1846; Carmignac J., Le docteur de Justice et Jesus-Christ, Р., 1957; Kraus H. J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart, Neukirchen, 1956; Paret O., Die Bibel, ihre Гњberlieferung in Druck und Schrift, Stuttg., (1949).А. Г. Бокщанин. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое библия
Значение слова библия
Что означает библия
Толкование слова библия
Определение термина библия
bibliya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):