Советская историческая энциклопедия - струве
Связанные словари
Струве
1.Василий Васильевич (21.I(2.II).1889 15.IX.1965) сов. востоковед, историк стран Др. Востока, создатель сов. школы специалистов по истории Др. Востока. С. ученик Б. А. Тураева и П. К. Коковцова. Родился в Петербурге. В 1911 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, после чего нек-рое время работал в Берлине под руководством А. Эрмана. В 1927 защитил кандидатскую диссертацию. С 1934 С. д-р историч. наук, с 1935 действит. чл. АН СССР. С. вел обширную педагогич., научно-организационную и обществ. деятельность. Ок. 50 лет (с 1916) преподавал в Ленингр. гос. ун-те, в 1918-33 заведовал Египетским отделом Гос. Эрмитажа, в 1937-40 был директором Института этнографии АН СССР, в 1941-50 директором Института востоковедения АН СССР, с 1959 заведовал отделом Др. Востока этого же ин-та (в 1960-69 Ин-т народов Азии). С. руководил кафедрой истории Др. Востока в Ленингр. гос. ун-те. С. был членом ряда сов. и зарубежных науч. организаций (Пражского вост. ин-та, Комитета междунар. ассоциации египтологов в Копенгагене и пр.). В 1934-39 С. депутат Ленингр. гор. совета депутатов трудящихся.Выдающийся ученый, С. обладал широкой и глубокой эрудицией, прекрасным знанием ряда древних и совр. языков, ему были доступны в оригинале письм. источники истории большинства древних народов бассейна вост. Средиземноморья.С. принадлежал к тем передовым рус. интеллигентам, для к-рых после победы Вел. Окт. социалистич. революции марксистско-ленинское учение стало фундаментом науч. творчества. С. впервые в мировой науке поставил в науч. плане проблему социально-экономич. структуры др.-вост. обществ и определил их как ран-нерабовладельческие, исходя из данных о древнешумерском обществе, к-рое он тщательно изучил. Эти исследования являются не только ценным вкладом в востоковедение, но и имеют серьезное значение для изучения докапиталистических формаций.С. автор работ по истории и истории культуры Др. и эллинистич. Египта, Шумера, Вавилонии, Ассирии, Угарита, Урарту, Ирана, Палестины, М. Азии, Сев. Причерноморья и Ср. Азии. В этих работах сочетается скрупулезное, тщательное изучение фактов, даже самых мелких, с широкими обобщениями, с тонким пониманием характера разных исторических эпох и их роли в истории отдельных народов. С. принадлежит обобщающий труд "История Древнего Востока" (М., 1941), послуживший образцом для многих сов. учебников и учебных пособий по этому разделу всемирной истории. С. также издал ряд важнейших егип. памятников, хранящихся в музеях СССР, Московский математич. папирус и демотич. документы.С. был редактором ряда науч. периодич. изданий и коллективных историч. трудов. Он принимал активное участие в создании сов. энциклопедич. изданий (Большой советской энциклопедии и др.); был инициатором издания Сов. историч. энциклопедии и членом ее Главной редакции.Лит.: Творческий путь акад. В. В. Струве, "ВДИ", 1959, No 1; Ольдерогге Д. A., Матвеев В.В., В. В. Струве, "СЭ", 1966, No 2; В. В. Струве. Библиографич. справка, М., 1959; Список трудов В. В. Струве, в сб.: Древний мир, М., 1962, с. 9-22.М. А. Коростовцев. Москва.2.Штруве (Struve), Густав фон (11.Х.1805 21.VIII.1870) немецкий революц. демократ. Адвокат по профессии. Организатор восстаний в Бадене в 1848-49. После неудачи второго восстания (сент. 1848) был арестован и приговорен к длит. тюремному заключению. Освобожденный участниками третьего восстания (см. Баденско-Пфальцское восстание 1849), стал чл. врем. революц. пр-ва (май 1849). После поражения революции эмигрировал в США (1851), где участвовал на стороне Севера как офицер в гражд. войне. В 1863 вернулся в Европу.Соч.: Grundsätze der Staatswissenschaft, Bd 1-4, Mannheim, 1847-48; Geschichte der drei Volkserhebungen in Baden, Bern, 1849; Diesseits und jenseits des Ozeans, Coburg, 1863-64.3.Петр Бернгардович (26.I.1870 1944) рус. экономист, философ, историк, публицист; гл. представитель "легального марксизма" и его теоретик. Сын пермского губернатора. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1895). В 90-е гг. редактировал журналы "легальных марксистов" "Новое слово" и "Начало". Выступал в печати по вопросам политэкономии, этики, социологии, истории, философии. В 1896 участвовал в Междунар. социалистич. конгрессе в Лондоне. В 1898 С. был привлечен членами ЦК РСДРП к составлению Манифеста I съезда РСДРП. Однако С. был противником революц. марксизма, в особенности учения о социалистич. революции и диктатуре пролетариата. Оппозиционно настроенный по отношению к самодержавию, требуя бурж.-демократич. свобод, критикуя народничество, С. стремился не к пролет. социализму, а к бурж. либерализму. Пытался, "критически пересматривая" марксизм, приспособить его к потребностям либеральной буржуазии. В 1898-1900 стал на путь открытой ревизии марксизма и не только фактического, но и формального разрыва с с.-д. Редактировал нелегально издававшийся за границей с июня 1902 журн. "Освобождение" и стал одним из гл. деятелей возникшего летом 1903 "Союза освобождения". С основанием в окт. 1905 конституционно-демократической партии вошел в состав ее ЦК. После Революции 1905-07 возглавлял правое крыло этой партии; редактировал журн. "Русская мысль", ставший органом правых кадетов и веховцев. Участвовал в сб. "Вехи" (1909). В 1906-17 преподавал политэкономию в Петерб. политехнич. ин-те. С 1917 академик (по политэкономии и статистике; исключен из АН в 1928).С. враждебно встретил Окт. социалистич. революцию 1917. В годы Гражд. войны деятельно сотрудничал с белогвардейцами. Входил в состав "Особого совещания" при А. И. Деникине. Был министром в пр-ве П. Н. Врангеля. После разгрома росс. контрреволюции эмигрировал. Редактировал журн. "Русская мысль" (Прага), газ. "Возрождение" (Париж) и др. эмигрантские издания правокадетского направления. В 20-30-е гг. С. был признанным духовным вождем крайне правых интеллигентских кругов рус. эмиграции. Преподавал в Пражском и Белградском ун-тах. Много занимался историей рус. обществ. мысли (статьи о Л. Н. Толстом, P. M. Достоевском, А. С. Пушкине, И. С. Аксакове). С. был непримиримым врагом Сов. власти. Умер в Париже.В области философии С. стоял на позициях неокантианства, эволюционируя в сторону неофихтеанства. Фальсифицируя ист. концепцию К. Маркса, считал неправомерным тезис об обострении противоречий и утверждал, что обществ. развитие совершается путем не обострения, а притупления противоречий, без социальных переворотов. С. отвергал диалектику, противопоставляя ей мирную эволюцию, а закон противоречия объявлял "баснословной догмой". В политэкономии отрицал теории трудовой стоимости, прибавочной стоимости, обнищания пролетариата. С. автор работ по экономич. истории России, по истории рус. интеллигенции. В кн. "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (СПБ, 1894) (к-рая была одним из гл. проявлений "легального марксизма") С., полемизируя с народниками, правильно утверждал, что Россия пойдет путем европ. Запада. Однако полагал при этом, что капитализм оказывает благотворное влияние на нар. массы в целом, отрицал растущее разорение крестьянства капиталистич. предпринимательством. Изображал противоречия капитализма, как явления внутр. порядка, разрешимые в рамках его экономики. С. отводил определяющую роль не производств. отношениям, а обмену, отождествлял капитализм с товарным х-вом. Оставляя в стороне клас. борьбу, отвергая самое понятие "социальная революция", С. утверждал, будто бы капитализм в России развивается "без классовых противоречий и насилия", проповедовал теорию мирного врастания капитализма в социализм. В 1901 С. написал к записке С. Ю. Витте "Самодержавие и земство" предисловие, в к-ром отрицал роль клас. борьбы, идее революции противопоставлял идею гос. реформ, подобных реформам 1860-х гг., идею бурж. гос-ва, организующего общество. В кн. "Крепостное хозяйство. Исследования по экономич. истории России в XVIII и XIX вв." (М., 1913, представляла обработку доклада 1899 и науч. работ 1900-01), пытаясь решить проблему генезиса и развития капиталистич. отношений в России, С. изобразил крепостное х-во двигателем ист. процесса, противоречия между помещичьим и крест. х-вами считал не классовыми, а экономическими. В ст. "Интеллигенция и революция" (сб. "Вехи") представил историю России как борьбу гос-ва с анархич. началом, выраженным сначала казачеством, а с сер. 19 в. интеллигенцией. С. солидаризировался с Лассалем, утверждая надклассовый характер гос-ва. Взгляды С. были подвергнуты всесторонней политич. и науч. критике в трудах В. И. Ленина ("Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве" и др.), а также в работах Г. В. Плеханова.Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 475); Плеханов Г. В., Критика наших критиков, Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956; История КПСС, т. 1, М., 1964; Чагин Б. A., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960.А. Н. Цамутали. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое струве
Значение слова струве
Что означает струве
Толкование слова струве
Определение термина струве
struve это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):