Советская историческая энциклопедия - гольбах
Связанные словари
Гольбах
, 1770, рус. пер. M., 1940) классич. произв. воинствующего материализма. Все эти работы Г. публиковались анонимно, за пределами Франции и за свою антирелиг. и антиправительств. направленность подвергались жестокому преследованию со стороны церкви и пр-ва. Г. явился крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве.
В социально-политич. взглядах Г. проявилась бурж. сущность его мировоззрения. Он резко критиковал феод. собственность и феод. формы эксплуатации, требовал ограничения королев. власти. Выступая против феод. строя, Г. выражал надежду на осуществление "царства разума" (понимая под последним бурж.строй) в результате появления просвещенного монарха, гуманного законодателя. Большое место во взглядах Г. занимает учение о человеке как физич. существе, подчиненном вечным и неизменным законам природы. Последняя, по Г., наделила людей разными физич. свойствами и интеллектуальными способностями. Это природное неравенство, заставляющее людей нуждаться друг в друге, является "опорой общества".
В "Системе природы..." Г. писал, что люди, чтобы удовлетворять свои взаимные потребности и обеспечить себе взаимопомощь, создали общество, целью к-рого является счастье людей. Однако человек не может быть счастливым, не делая счастливыми других, вот почему люди заключили между собою договор: не вредить друг другу. А так как люди от природы не равны и по разному представляют себе счастье и средства достижения его, то понадобилась сила, к-рая удерживала бы их в рамках долга.
Эта сила закон. Толкователями законов, как воли общества, выступают граждане, избранные обществом и наделенные им необходимой властью. Так возникает пр-во, к-рое является законным, поскольку оно опирается на согласие общества. Общество же всегда сохраняет свой приоритет над пр-вом и, если того требуют его интересы свобода, собственность и безопасность, может убрать эту власть, изменить форму своего пр-ва. Г. полагал, что лишь благодаря незнанию этих истин или неумению применить их народы стали несчастными, превратившись в жалкое скопище рабов, отделенных друг от друга, оторванных от общества, к-рое перестало доставлять им необходимые блага.Человек, отмечал Г., есть продукт среды, в к-рой он живет. Поэтому для того чтобы люди были добродетельными и счастливыми, необходимо создать соответств. среду общество. Г. резко выступал против религии, к-рая, как он отмечал, закрепляя невежество людей, сеет среди них заблуждения, способствует воспитанию безволия, бездеятельности, жестокости и фанатизма.
Утверждая познаваемость мира, Г. был убежден в том, что познание законов природы приведет человека к счастью, избавит его от религ. химер. Рассматривая их происхождение, Г. писал, что невежество и слабость человека делают его суеверным. "...Словом бог люди обозначают всегда наиболее скрытую, наиболее далекую и неизвестную причину наблюдаемых ими явлений" ("Система природы...", М.
, 1940, с. 223). Если незнание природы стало началом богов, то "познание её должно их уничтожить" (там же, с. 229).Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 145, 147, 148; их же, Нем. идеология, там же, т. 3, с. 409-12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201-10; Волгин В. П., Социальные и политич. идеи Гольбаха, "ННИ", 1957, No 1; Беркова К. Н., П. Гольбах, М., 1923.Е. Л. Зельманова. Ленинград. .