Советская историческая энциклопедия - дидро
Связанные словари
Дидро
пониманию истории имеют попытки Д. перенести материалистич. сенсуализм на познание общества, подчеркивание им большой роли интереса в обществ. развитии, решающей роли внеш. среды в формировании личности (хотя под средой он понимал гл. обр. форму правления). Разделяя теорию естественного права, Д. несколько идеализировал первобытное состояние, однако он не призывал вернуться к нему и считал переход к обществу и гос-ву прогрессом.
Д. разоблачал вымыслы о божеств. происхождении королев. власти и сословного неравенства. Д. считал, что общество создается в результате сознат. деятельности людей для обеспечения их большего счастья. Он отмечал, что возникновению гос-ва предшествовал большой путь развития человечества от собирания плодов к скотоводству, а затем к хлебопашеству, от кочевого образа жизни к оседлому, к установлению собственности. Абсолютная монархия и деспотизм им решительно осуждались. Хотя Д. чужды открыто революц. выводы и радикальные планы решения политич. проблем, но он считает возможным и необходимым при определ. условиях восстание против деспотизма. Д. убежден, что прогресс разума верное средство борьбы против всех бед общества, он считает, что общество, нуждается в передовых, осн.на науках, законах, продиктованных философами. Д. различал нации старые, вступившие в период упадка, и нации молодые, способные избежать тех отрицат. черт, к-рые, по его мнению, явственно обнаружились во Франции и Англии. К числу молодых наций Д. относил Россию. В 1773 посетил Россию, тщетно пытаясь убедить Екатерину II провести прогресс.
реформы. (Беседы Д. с Екатериной нашли отражение в его "Заметках..." ("Mélanges philosophiques...", P., 1870, сокр. рус. пер. "Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро", СПБ, 1902)). Д. было присуще тяготение к ист. подходу в решении филос, экономич. и др. проблем. Полагая, что республика трудно осуществимая форма правления для больших гос-в, Д. ратовал за огранич. монархию (вкладывая в нее по существу респ.-демократич. содержание). Д. интересовался историей торговли и пром-сти (занимавшей большое место в его "Энциклопедии"), права и гос-ва. Подобно др. просветителям, Д. склонен был ценить в истории гл. обр. ее прикладное значение, рассматривая ее как средство политики и воспитания; считал, что история должна подвергнуть критике и осмеянию пороки феод. сословий и классов духовенства и дворянства. Но он ставил на суд истории также наживал и грабителей из среды крупной буржуазии, выступал за устранение кричащего имуществ. и социального неравенства, защищал принцип "умеренных потребностей", ему присущ демократизм, сочувственное отношение к народу. Защищая в целом бурж. принципы частную собственность, "экономич. свободу", восхваляя "почетную профессию купца", Д. в то же время иногда высказывал сомнения в достоинствах порядка, осн. на частной собственности. Тем самым Д. оказывался в противоречии с собств. бурж. идеалом и сближался с утопистами.Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-20, P., 1875-77; Textes choisies, t. 1-2, 4-5, P., 1953-55; Correspondance, éd. G. Roth, t. 1-8, (P.), 1955-62; рус. пер. Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Избр. произв., М.-Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.Лит.: Луппол И. К., Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., 1960; Волгин В. П., Политич. и социальные идеи Дидро, "ВИ", 1955, No 3; Казарин А. И., Учение Дидро о гос-ве и праве, М., 1960; его же, Экономич. воззрения Д. Дидро, М., 1960; его же, Дидро и некоторые вопр. рус. культуры 18 в., "ВИМК", 1958, No 1; Le Gras J., Diderot et l'Encyclopédie, P., 1928; Billy A., Vie de Diderot, P., 1948; Cresson A., Diderot, P., 1949; Mornet D., Diderot, l'homme et l'oeuvre, P., 1952; Mayer J., Diderot, homme de science, P., 1960.A. И. Казарин. Москва. .