Советская историческая энциклопедия - братства
Связанные словари
Братства
корпорациями. Первоначально Б. ставили себе религ. и благотворит. цели. Расходы Б. покрывались за счет взносов его членов. Б. имели свои уставы. В 1439 возникло Львовское Б., в 1458Виленское и др. По мере усиления шляхетской и католич. экспансии на Украину и в Белоруссию, особенно после заключения Люблинской унии 1569, росло значение Б. в борьбе с национальным и религиозным гнетом.
Во 2-й пол. 16 нач. 17 вв. возникли Б. в Мстиславле, Бресте, Минске, Орше, Перемышле, Киеве (ок. 1615) и других городах. В Б. стала вступать также часть православной украинской шляхты, низшего и среднего духовенства. Деятельность Б. стали поддерживать вост. православные патриархи, заинтересованные в борьбе с агрессией Ватикана. В 1585 антиохийский патриарх утвердил Львовскому Б. новый устав, по к-рому все Б. подчинялись его руководству. Оно получило право контроля над моральной жизнью светских и духовных лиц (в т. ч. и епископов). Вскоре Львовское Б. было подчинено непосредственно константинопольскому патриарху, что сделало его независимым от местного духовенства. Б. выступали против господства шляхты в церк. делах, добиваясь установления своего влияния над церковью. Они вели борьбу с иезуитской пропагандой и насаждением католичества. Сопротивление Б. затруднило осуществление церк. унии на Украине и в Белоруссии (см. Брестская уния 1596). Б. открывали типографии, школы (в Киеве, Львове, Виннице, Луцке, Немирове и др.), где преподавание велось на старослав. и греч. яз. В них учились гл. обр. дети мещан, низшего духовенства и мелкой шляхты. Вокруг школ собирались культурные силы, Б. издавали и распространяли церк. богословскую и политич.лит-ру. Среди школ на 1-е место выдвинулась Киевская коллегия. Из братских школ вышло неск. писателей, ученых, композиторов, политич. деятелей, содействовавших укреплению связей укр. и белорус. народов с русским. В нач. 17 в. Киевское Б. стало политическим центром освободит. движения на Украине. Из Киевского Б. вышли "Протестация" (1621), направленная против притеснений укр.
народа шляхетской Польшей, обличит. послания Исайи Копинского к ренегату Иеремии Вишневецкому и др. произведения, в к-рых защищались права укр. народа на самостоят. существование и свою культуру. С воссоединением Левобережной Украины с Россией в 1654 и отражением наступления магнатов и католичества деятельность укр. Б. в 18 в. постепенно замирает.
Б. сыграли видную роль в борьбе против политики окатоличивания и ополячивания, проводившейся польско-шляхетскими правящими кругами и католич. церковью на Украине и в Белоруссии, в развитии укр. и белорус. культур.
Лит.: Флеров И., О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII ст., СПБ, 1857, Голубев С., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. 1-2, К., 1883-98 (в прилож. опубл. док-ты по истории Б.); Архангельский А., Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI ст., К., 1886; Ефименко А., Южно-рус. церковные братства, "Слово", 1880, No 9-11 (перепечатано в сб. Южная Русь, т. 1, СПБ, 1905); Крыловский А. (С.), Львовское Ставропигиальное братство, К., 1904; Савич А., Нариси з iсторiï культурних рухiв на Вкраïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII в., К., 1929; Гуслистый К., Нариси з iсторii Украiни, в. 3 Визвольна боротьба украïнського народу вроти шляхетськоï Польщï в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К, 1941; Медынский Е. Н., Братские школы Украины и Белоруссии в XIV-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией, M., 1954.К. Г. Гуслистый. Киев. .