Советская историческая энциклопедия - бруно
Связанные словари
Бруно
В лекциях и на диспутах выступал против господствовавшей аристотелевско-схоластич. системы и отстаивал свое учение. Бурный темперамент, смелый и резкий характер Б. проявились также в его язвит. нападках на схоластиков и церковников. По возвращении в Италию был арестован (1592, Венеция) и в течение 8 лет томился в застенках венецианской, а затем рим.
инквизиции. Судя по протоколам процесса (см. "Джордано Бруно и инквизиция. Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции", в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 1, 1950, а также "Джордано Бруно перед судом инквизиции". (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно), там же, т. 6, 1958), Б. разделял взгляды антитринитариев. Он неоднократно высказывался также против церк. собственности и один раз за ее секуляризацию. Обвиненный в ереси и свободомыслии, Б. после нескольких дней слабости и колебаний, вызванных, быть может, надеждой вырваться из рук инквизиции, смело защищался, не отступая от высказанных им идей. Когда был оглашен приговор мучительная казнь на костре, Б. заявил инквизиторам: "Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его". Казнь была совершена 17 февр. в Риме на Площади цветов (Campo di Fiori).Мировоззрение Б. сложилось под влиянием неоплатоников, антич.материалистов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция, материалистически истолкованного Парменида, пифагорейцев, а также Николая Кузанского и Николая Коперника. Больше, чем все другие натурфилософы эпохи, Б. отождествлял бога и природу, являющуюся, по его убеждению, "богом в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя").
Природу он понимал как единый организм, одушевленный мировой душой, а все вещи как в той или иной форме обладающие жизнью (гилозоизм). Материю, или, точнее, субстанцию, постигаемую не чувствами, а только умом и даже интуицией и отождествляемую с богом, он рассматривал как единственно активное начало, лежащее в основе всех без исключения природных процессов, включая человека.
Резко выступая против характерного для схоластич. мировоззрения противопоставления бесконечного бога конечному, созданному им миру, Б. вслед за Николаем Кузанским и еще более решительно, чем он, растворял бесконечного бога в природе и приходил тем самым к выводу о бесконечности последней. Исходя из этого, Б. освободил гелиоцентрич.
теорию Коперника от пережитков схоластич. космологии. Он возродил древнюю идею о бесконечности Вселенной и бесчисленности составляющих ее миров: звезды Солнца далеких миров, имеют своих спутников, к-рых мы не видим вследствие их колоссальной удаленности от нас (подтверждено астрономией последних десятилетий); др. миры тоже населены.
Имя Б. пользуется исключит. популярностью как в самой Италии, так и за ее пределами.
Соч.: Opera latine conscripta publicis sumptibus edita, t. 1-3, Napoli Firenze, 1889-91; Opere italiane, 2 ed., t. 1-3, Bari, 1925-27; в рус. пер. О причине, начале и едином, в его кн.: Диалоги, М., 1949, с. 163-293; О бесконечности, вселенной и мирах, там же, с. 295-448.Лит.: Рожицын В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Badaloni N., La filosofia di G. Bruno, Firenze, 1955.В. В. Соколов. Москва. .