Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - ереси

Ереси

(от греч. airesis особое вероучение) религ. течения, отклоняющиеся от вероучения данной церкви и являющиеся в период господства религ. идеологии специфич. формой социального протеста. Возникновение оппозиционных данной правящей церкви и ее догматике еретич.-сектантских течений свойственно истории всех религий (см. Буддизм, Иудаизм, Ислам и др.), но наибольшего развития в качестве обществ. движений Е. достигли в христианстве.

Е. стали возникать вместе с возникновением христианства, к-рое само сложилось из ряда сект, Е. иудаизма и распадалось на множество течений. С превращением христианства в господств. религию и складыванием могуществ. церкви в условиях кризиса рабовладельч. строя в Рим. империи Е. приобрели обществ. значение как выражение социального протеста масс и борьбы интересов различных классов и групп. За тонкими теологическими спорами о сущности природы Христа в арианстве (4 в.) скрывалась тенденция к ограничению богатств церкви и всемогущества складывавшейся церк. иерархии, у монофизитов (5-7 вв.) стремление вост. провинций к освобождению от визант. господства. Против растущего духовного авторитета церкви направлен важнейший тезис учения донатистов (4-5 вв.) о недействительности таинств, совершаемых греховным священником, принцип, к-рый повторялся в Е. средневековья и против к-рого церковь выдвинула чрезвычайно удобную для духовенства доктрину незапятнанной чистоты даров святого духа, передаваемых священником людям, независимо от греховности священника. В ряде Е. этой эпохи ярко отразился протест нар. масс против социального неравенства имущих классов и угнетения. Если первоначально этот протест находил известный выход в самом христианстве, содержавшем нек-рые бунтарские и демократич. элементы, то с установлением союза церкви с империей этот протест ищет выхода в Е. Неудовлетворенность церк. вероучением, оправдывавшим несправедливость существующего строя, выливалась, особенно у монтанистов (2-5 вв.), в идею (свойственную затем многим радикальным Е. ср. веков) о незавершенности "божеств. откровения" в том виде, как оно формулировалось в церк. книгах, о продолжении его в учениях и пророчествах данной секты. Из протеста против царящей несправедливости выросли хилиастические (см. Хилиазм) чаяния посюстороннего избавления, тысячелетнего царства блаженства на земле. Очень сильные еще в раннем христианстве, они были затем отвергнуты церковью, но вновь возродились у монтанистов, донатистов и нередко смыкались с открытой освободит. борьбой рабов и колонов (см. Агонистики). Именно против хилиастов и донатистов направлен главный огонь обличения в соч. столпа ср.-век. церкви Августина "О граде Божьем".

Наибольшего развития и обществ. значения Е. достигают при феодализме, когда сложилась духовная диктатура христ. церкви, освящавшей феод. строй божеств. авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политич. и экономич. могущество. В условиях духовного господства церкви обществ. сознание угнетенных не могло вырваться из рамок религ. идеологии и все нападки на феодализм и прежде всего на церковь принимали форму Е., к-рые выступали при феодализме как специфич. форма клас. борьбы. Поскольку на базе существующих экономич. отношений трудящиеся не могли выдвинуть позитивного идеала посюстороннего освобождения, разрешения земных противоречий они по-прежнему искали на небе. Поэтому в их глазах христианство продолжало сохранять свою привлекательную силу. Оно было тогда единств. учением, к-рое обещало униженным и оскорбленным избавление (только в потустороннем мире), признавало их равенство с самыми могущественными (только в боге) и объявляло себя единств. опекуном и защитником слабых и угнетенных. Не рискуя совершенно порвать с массами, церковь никогда не могла позволить себе полностью отрешиться от тех элементов социального протеста и жалости к "бедному Лазарю", к-рые достались ей от раннего христианства и в ее руках в действительности давно уже стали орудием социальной демагогии. Находившееся в вопиющем противоречии с этим идеалом действит. положение феод. церкви богатой, могущественной, угнетательской рассматривалось массами не как опровержение истинности христианства, а лишь как свидетельство отхода церкви от первонач. идеального состояния, ее "порчи" и необходимости ее исправления или обновления. Отсюда еретич.-сектантская тенденция сконструировать новую христ. доктрину и новую орг-цию. Почти каждое большое еретич. движение оказывалось, т. о., как бы своеобразным возрождением христианства со всеми присущими ему иллюзиями и противоречиями.

В процессе становления феодализма в Византии возникло широкое еретич. движение павликиан (7-9 вв.). Их дуалистич. догматика и открыто антифеод. социально-политич. программа были выражением чувства социальной несправедливости и протеста закрепощаемого крестьянства и угнетенной гор. бедноты. Близким к павликианству было широкое антифеод. крестьянско-еретич. движение богомилов (см. Богомильство), развернувшееся в 10-14 вв. в Болгарии и др. балкан. странах и оказавшее затем известное воздействие на формирование идеологии зап.-европ. катаров.

В Зап. и Центр. Европе Е. приобретают широкое распространение и становятся важным фактором обществ. жизни начиная со 2-й пол. 11 в., в связи с отделением ремесла от земледелия и развитием городов. Решающее значение при этом имели особенности и потребности ремесл. труда и торговли: практически-созидат. деятельность, подвижность, требовавшие известной грамотности, элементарных знаний о природе и нек-рых навыков логич. мышления, а также особенности товарного произ-ва, осн. на частной собственности производителя и требовавшего его энергии и инициативы, свободы его личности и трудовой деятельности, пробуждавшего известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму в высокой степени способствовал рост самосознания и обществ. активности ср.-век. горожан, порожденный освободит. борьбой гор. коммун. Развитие товарно-ден. отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феод. противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретич. движений.

Почвой, порождавшей Е. в ср. века, неизменно был город. Е. городов, по справедливому замечанию Энгельса, была основной Е. средневековья. Р-нами наибольшего распространения Е. были области интенсивного гор. развития Сев. Италия, Фландрия, Юж. Франция. Сначала гор. Е. выражали общие устремления всех горожан, их общую оппозицию феодализму, проявлявшуюся как оппозиция неправедной церкви. Гл. объектом обличения было богатство церкви, к-рому противопоставлялся идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов (12-13 вв.) и в левом крыле Францисканского ордена (13 в.), позднее у фратичелли и апостоликов (13-14 вв.). В требовании бедности церкви несомненно уже заключалась идея "дешевой церкви", к-рая затем займет центр. место в специфич. бюргерских Е. Но содержание этого требования в 12-14 вв. этим не исчерпывалось. Идеализация бедности в ср.-век. Е. была мистифицир. выражением протеста против феод. богатства (в частности богатства феод. церкви), противостоявшего нар. бедности. Идеал всеобщего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феод. неравенства. Т. о., социальный протест, поскольку он оставался в рамках религ. идеологии, неизбежно выливался в старое русло аскетизма. Но аскетизм, служивший церкви орудием примирения угнетенных с их жалким положением, у еретиков превращался в орудие обличения испорченности церкви, в символ отвержения недоступных народу благ неправедного мира, в пассивную форму антифеод. оппозиции. Отвержение данного социального порядка в религ. сознании (т. е. при невозможности сконструировать позитивный обществ. идеал и бессилии устранить царящее зло) принимало форму огульного отвержения мира в целом, абстрактного противопоставления бога и мира, плоти и духа. Оно порождало идею о принципиальной и неустранимой ложности мира вообще, к-рой проникнуты дуалистич. доктрины таких Е., как катары, альбигойцы, отвергавшие "мир" собственность, гос-во, церковь как творение дьявола.

Отличит. особенность б. ч. ср.-век. Е. отнесение идеала к прошлому, противопоставление феод. строю и феод. церкви идеализированного раннего христианства. Только хилиазм, возродившийся с 12 в., пытался в рамках религ. мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем. Большое влияние имели идеи Иоахима Флорского (12 в.), выдвинувшего оригинальную схему ист. развития мира, к-рое должно было (по его выкладкам в 1260) привести к божеств. Очистит. перевороту и торжеству "эры святого духа" царства "мира и правды на земле". Эти идеи получили в 13-14 вв. значит. распространение в радикально-еретич. кругах (см. Иоахимиты). Но только Дольчино в нач. 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастич. идеал с открытым крест. восстанием против церкви и феодалов. Так возникала, отделяясь от бюргерской, крест.-плебейская Е., к-рая почти всегда соединялась с восстанием. В крест.-плебейской Е. идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ. Это еретич. направление, ставшее знаменем антифеод. борьбы масс, представлено лоллардами и Джоном Баллом в Англии 14 в., таборитами (особенно таборитами-хилиастами) в гуситском революц. движении в Чехии 15 в.

Одновременно обособлялась и бюргерская Е., к-рая не покушалась на устои феод. порядка и ограничивалась нападками на феод. церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия священников, монахов, секуляризации церк. богатств, упрощения культа, а также ликвидации или ограничения светской власти папы и политич. власти католич. церкви вообще. Для бюргерской Е. типична тенденция к индивидуалистич. решению религ. вопросов, роднящая ее с последующим протестантизмом. Бюргерская Е. ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Бюргерская Е. была тесно связана с развитием бюргерских политич. теорий 14-15вв., отражавших потребности зарождавшегося нац. гос-ва (Пьер Дюбуа, Марсилий Падуанский, Оккам).

Обострение обществ. борьбы и политич. активизация масс приводят к открытому конфликту между бюргерской Е. и крест.-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е. явилась непосредств. предшественницей бюргерской церк.-реформац. идеологии 16 в. (см. Реформация), а крест.-плебейская Е. предшественницей идеологии революц. масс в ранних бурж. революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии.

Там, где Е. не соединялась с открытой обществ. борьбой, она неизбежно вела к сектантской замкнутости "избранных", "чистых", стремившихся отгородиться от греховного мира. Это проявилось в хилиастич. Е. анабаптистов (16 в.), пока ходом событий и активным воздействием Т. Мюнцера она не была вовлечена в общий поток антифеод. борьбы, вылившейся в Крестьянскую войну 1524-25. В революц. нар. восстании в Мюнстере 1534-35 (см. Мюнстерская коммуна) анабаптисты стали активнейшей идейной и организац. силой. В периоды спада революц. активности масс тенденция к сектантской замкнутости Е. резко усиливалась. Верх брали идеи непротивления злу, пассивного ожидания избавления. Таковы были Чешские братья секта, возникшая после поражения революц. гусизма, таковы были мельхиориты, меннониты и др. подобные секты, возникшие после поражения Крест. войны и особенно Мюнстерской коммуны. И, наоборот, в обстановке революц. активизации масс еретич. секты, вовлекаясь в антифеод. борьбу, становились значит. обществ. силой, что можно видеть как в истории Реформации в Германии, так и в нидерландской и английской бурж. революциях. В Англии радикально-еретич. секты мелкобурж. толка сыграли значит. роль в движении индепендентов; чаяния демократич. масс в известной мере отразились в хилиастич. сектах милленариев, или "людей пятой монархии", преобладавших в Малом парламенте, разогнанном Кромвелем. С окончанием революции и здесь еретич. движение утратило всякие следы революционности и породило множество непротивленческих, ханжеских сект.

В условиях абсолютного господства теологич. мировоззрения в ср. века, когда политика господств. класса формулировалась как высшее выражение божеств. воли, религ. форма, в к-рую облекался социальный протест, служила необходимым средством возвышения антифеод. требований масс до уровня божеств. императива, равнозначного и даже более высокого, чем догматы и распоряжения католич. церкви. Отсюда возникшее в 16 в. в кругах нар. реформации учение о "божеств. праве", означавшем в сущности теологич. обоснование нар. требований. Обществ. отношения и задачи клас. борьбы в Е. мистифицировались в религ. форме, что мешало прояснению клас. сознания угнетенных и по мере развития собственно политич. формы борьбы становилось тормозом освободит. движения масс. Отрицат. влияние этого фактора проявилось, напр., в анабаптистском руководстве Мюнстерской коммуной (см. К. Маркс, Хронологич. выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 8, 1946, с. 3-314). Со времени франц. бурж. революции кон. 18 в. требования классов освобождаются от религ. облачения и выступают в адэкватной политич. форме. Но и позже рядом с открыто политич. движениями угнетенных спорадически возникали, особенно в более отсталых странах, движения еретич.-сектантского толка (напр., сектантские группы в среде нем. рабочих в 30-40-х гг. 19 в., движение крестьян-горцев Юж. Тосканы во главе с Д. Ладзаретти в 1878).

По мере проникновения в сознание широких слоев трудящихся идей социализма исчезала почва для такого рода анахронизмов. Коммунизм, выдвинув перед рабочим классом и массами трудящихся научно обоснованный и практически достижимый идеал совершенного человеч. общества, тем самым раз и навсегда сорвал с христианства и всякой религии вообще фальшивый ореол нар. заступничества. В этих условиях еретич.-сектантские движения и сектантские орг-ции стали, как правило, замаскированной формой бурж. реакции, к-рая стремится приспособиться к протесту угнетенных, усыпить и затуманить сознание их клас. интересов, помешать распространению в массах идей марксизма-ленинизма и с пути открытой клас. борьбы повернуть их на ложную тропинку сектантского равнодушия к миру, пассивных мечтаний, религ. фанатизма или даже прямой проповеди всеобщей истребит. войны. В эпоху общего кризиса капитализма эти тенденции проявляются с наибольшей очевидностью. В этом смысле особенно показательны идеология и деятельность таких христ. сект, как пятидесятники, адвентисты-реформисты, свидетели Иеговы и др.

Церковные авторы в ср. века и новое время рассматривали Е. лишь как "лжеучения". Нек-рые просветители (Вольтер, Юм) считали Е. проявлением фанатизма и ханжества. Более проницат. представители просветит. историографии (Кондорсе, Гиббон, И. Г. Гердер) увидели в Е. борьбу за религ. свободу, проявление идейного прогресса в ср. века. Историки протестантского направления видели в Е. борьбу различных религ.-идейных принципов (нем. ученый А. Гарнак), оппозицию разума авторитарному мышлению и догме (нем. ученый Г. Рейтер) или предтеч лютеранской реформации (нем. ученые Л. Флате, А. Гаусрат, К. Ульман, Л. Келлер). Подобных взглядов придерживались рус. дореволюц. ученые А. Г. Вульфиус, И. Арсеньев. К уяснению социального содержания Е. приближался нем. ученый Э. Трёльч, но и он остался в кругу абстрактных понятий, противоположностью к-рых пытался объяснить возникновение Е. В нач. 20 в. ряд историков, особенно в Италии (Л. Цанони, А. Де Стефано и др.), искали истоки Е. в социально-экономич. развитии ср. веков и в положении нар. масс. Но они не понимали, что Е. были особой, мистифицированной формой социального протеста и в лучшем случае подходили к сложному явлению с вульгарно-материалистич. позиций. Это облегчило критику их взглядов со стороны воинств. идеалистов 30-50-х гг., к-рые рассматривают Е. как чисто религ. движения, связывая их возникновение с устремлениями не нар. масс, а правящих слоев феод. общества (зап.-герм. ученый г. Грундман, бельгийский А. Менс, итальянский Р. Морген). При всех частных различиях общая черта бурж. историографии Е. теологич. трактовка, идеализм как в истолковании сущности Е. (только религия), так и их генезиса (филиация идей). Только марксизм поставил изучение истории Е. на науч. почву. Особенно велика в этом заслуга Ф. Энгельса. Он раскрыл социальную природу и ист. значение Е. как присущей феодализму формы клас. борьбы, одной из форм революц. оппозиции феодализму, выступавшей "...соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания" ("Крестьянская война в Германии", в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Энгельс выяснил клас. основы важнейших направлений еретич. движений средневековья и связь с ними позднейших течений Реформации. В сов. науке опубликован ряд ценных исследований по истории раннехрист. и ср.-век. Е. (работы А. Б. Рановича, С. Д. Сказкина, M. M. Смирина, Н. А. Сидоровой, Н. А. Бортника).

Ереси в России возникли с принятием христианства как протест нар. масс против насильств. христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11-12 вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством представлений. Первой Е., возникшей в рус. городах, было движение стригольников (сер. 14 1-я пол. 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия Е. не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цырюльничество), другие с особым обрядом посвящения (специфич. стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Стригольники отвергали всю церк. иерархию и монашество, весь "чин священнический", к-рый поставлялся за деньги, "по мзде", таинство "священства", а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение к-рых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религ. проповеди для мирян. Нек-рые из них, по-видимому, не верили в церк. учение о воскресении мертвых и приближались к представлению о Христе как о простом человеке, учителе и проповеднике, но еще не стали антитринитариями (т. е. противниками осн. доктрины христианства о триедином боге) и пантеистами. По мнению сов. историка А. И. Клибанова, антитринитарские настроения прослеживаются только в ереси Маркиана, выступавшего в Ростове в 80-х гг. 14 в. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы. Они порицали богачей за порабощение свободных людей; про них нек-рые современники говорили: "Сии не грабят и имения не збирают". Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако учение стригольников продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери. Отражением Е. стригольников в церк. кругах были споры новгородского архиепископа Василия Калики и тверского епископа Федора Доброго о духовном или земном рае и дело другого тверского епископа Евфимия Висленя, обвиненного тверским князем Михаилом Александровичем в еретичестве и лишенного епископской кафедры. Но выступление этих церк. иерархов являлось скорее поиском наиболее эффективных средств противодействия еретикам из народа путем нек-рого пересмотра ортодоксальных взглядов, чем Е.

Новый подъем еретич. движения в России падает на конец 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. некоего "жидовина Схарию", приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков "жидовомудрствую-щими", произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков кон. 15 нач. 16 вв. "жидовствующими", бытовавшее в дореволюц. лит-ре, отвергнуто сов. историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церк. иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а нек-рые придерживались уже антитринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистич. позиций основной догмат православия о троичности божества.

В кон. 15 нач. 16 вв. еретич. движение распространилось на Москву. Здесь ок. сер. 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители гос. аппарата (дьяки Курицын, Истома и Сверчок), купечества, профессиональные переписчики книг (Иван Черный и др.). Для моск. кружка характерен интерес к гуманистич. идеям. В своих произв. (Лаодокийское послание, Написание о грамоте) Федор Курицын проводит мысль о свободе воли ("самовластии души"), достигаемой путем образования, грамотности. Новгородскомосковские еретики поддерживали велико-княж. власть против феод. раздробленности, выступали за секуляризацию церк. земель. Но боязнь распространения еретич. идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризац. намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели и иосифляне. Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличит. сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Мн. еретики подверглись тяжелым наказаниям, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены.

Своего наибольшего развития Е. в России получили в сер. 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Сев. Двине. Впервые в еретич. движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отд. представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъем движения в сер. 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономич. и политич. жизни страны. В обстановке гор. восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на бюргерское и крестьянско-плебейское течения. Идеологом последнего выступил Феодосий Косой. Для созданного им "нового учения" характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феод. церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феод. господства и подчинения. Феодосий Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Жизнеутверждающая идея становления человеческой личности, о чем думали рус. "еретики" кон. 15 в., получила в "новом учении" свое законченное выражение. Защиту интересов бюргерства взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в. Матвей Башкин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но значительно более умеренный в социальных выводах. Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далеких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Федоров, Петр Мстиславец и др.). Подъем сер. 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке гос. власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церк. соборы. Церковные писатели (Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский) выступают с соч., направленными на обличение еретич. взглядов. Мн. "еретики" были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри или казнены во время опричнины, нек-рые, как, напр., Ф. Косой и его ближайшие соратники, были вынуждены бежать в Литву. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии рус. обществ. мысли и культуры. В нач. 18 в. осн. комплекс идей, выработанных в сер. 16 в., в т. ч. и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистич. элементов Е. стали вырождаться в религ. сектантство.

Е. в России стали изучаться дореволюц. историографией, к-рая рассматривала их либо как результат иноземного влияния богомильства, иудаизма, протестантизма и т. п. (В. С. Иконников, Ф. Калугин и др.), либо как сугубо внутри-церк. явления, не связанные с обществ. жизнью (Е. Е. Голубинский). В 60-е гг. 19 в., была сделана попытка связать Е. с общественно-политич. борьбой (Н. Хлебников, Н. И. Костомаров, последний назвал рус. Е. реформац. движениями, по аналогии с зап.-европейскими), получившая наиболее полное выражение в 70-е гг. в работах А. И. Никитского. Однако господствующими в дореволюц. историографии, как и в совр. иностранной бурж. лит-ре, остались течения, противопоставлявшие развитие обществ. мысли в России развитию обществ. мысли на Западе. Они ставили развитие Е. в зависимость от внутрицерк. борьбы, рассматривали их как придаток той или иной из группировок внутри православной церкви, сужая тем самым их значение в социально-политич. и идеологич. жизни того времени. Сов. историки подошли к Е. как к особой форме проявления клас. борьбы при феодализме. Такой подход был осуществлен впервые в работе Б. А. Рыбакова "Воинствующие церковники XVI в." (1934). Сов. исследователи вскрыли глубокие социально-экономич. корни возникновения Е., опровергнув взгляды дореволюц. ученых, считавших рус. Е. результатом иноземных влияний, и доказали, что Е. в России были порождены клас. и внутриклас. борьбой в рус. обществе. Вместе с этим сов. историки ведут их изучение в сопоставлении с аналогичными движениями в др. странах и областях, особенно в прилегавших к России (Польше, Литве, Венгрии, Молдавии и др.), а также Византии. Они обосновали также тезис о том, что существовавшие в России в 15-16 вв. Е. могут быть охарактеризованы как реформац. движения, в основных своих чертах напоминающие зап.-европейские. Ими было указано на наличие в Е. элементов гуманизма, на большое влияние, к-рое оказали Е. на развитие политич. теорий, лит-ру, живопись, рост науч. знаний (М.П. Алексеев, в. П. Адрианова-Перетц, М. В. Алпатов, Д. С. Лихачев, Т. И. Райнов и др.). Антицерк. выступлениям, в т. ч. и в форме Е., отведено значит. место в работе М. Н. Тихомирова о клас. борьбе на Руси 11-13 вв. Движение стригольников стало предметом специального изучения Н. А. Казаковой, новгородско-московских еретиков 2-й пол. 15 начала 16 вв. Я. С. Лурье. Е. сер. 16 в. рассмотрены А. А. Зиминым в особых главах его монографии об И. С. Пересветове. Исследование еретич. движений 14 1-й пол. 16 вв. ведется А. И. Клибановым.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; Маркс К., Хронологич. выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 8, (Л.), 1946; Ленин В. И., (Письмо к А. М. Горькому, дек. 1913), Соч., 4 изд., т. 35; его же, Государство и революция, Соч., 4 ивд., т. 25; Гаусрат А., Ср.-век. реформаторы, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1900; Л и г. Ч., История инквизиции в ср. века, пер. с англ., т. 1-2, СПБ, 1911-12; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 1, М., (1924); Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, "Преподавание истории в школе", 1949, No 4; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Бортник Н. A., Еретич. секты Италии первой пол. XIII в., в сб.: Ср. века, 1957, В. 10; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая Крест. война, 2 изд., М., 1955; Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. с болг., М., 1954; Мацек Й., Табор в гуситском революц. движении, пер. с чеш., т. 1-2, М., 1956-59; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Hahn Chr., Geschichte der Ketzer im Mittelalter, Bd 1-3, Stuttg., 1845-50; Reuter H., Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter, Bd 1-2, в., 1875-77; Döllinger J., Beiträge zur Sektengeschichte des Mittelalters, Bd 1-2, Münch., 1890; Tocco F., L'eresia nel medio evo, Firenze, 1884; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, (Tübingen), 1912; его же, Aufsätze zur Geistesgeschichte und Religionssoziologie, Tübingen, 1925; Evans A. P., Social aspects of medieval heresy, Essays in honor of G. L. Burr, N. Y., 1931; Grundmann H., Religiöse Bewegungen im Mittelalter, В., 1935; его же, Neue Beiträge zur Geschichte der religiösen Bewegungen im Mittelalter, "Archiv für Kulturgeschichte", 1955, H. 2, Bd 37;Werner E., Pauperes Christi, Lpz., 1956; Büttner Th. und Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Erbstösser M. und Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums. Die freigeistige Häresie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960; Kalivoda R., Husitskâ ideologie, Praha, 1961.

Ереси в России. Руднев Н., Рассуждение о ересях и расколах, бывших в рус. церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного, М., 1838; Костомаров Н. И., Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 6 изд., т. 1-2, СПБ, 1912; Голубинский Е., История рус. церкви. Период второй, Московский, т. 2 От нашествия монголов..., М., (1900); Тихонравов Н. С., Отреченные книги, Соч., т. 1 Древнерусская лит-ра, M., 1898; его же, (О ереси стригольников), в кн.: Труды 2-го археологич. съезда, в. 2. Краткие протоколы заседаний..., СПБ, 1881, с. 35-39; Попов Н. П., Памятники лит-ры стригольников, в сб.: ИЗ, (т. )7, (М.), 1940; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретич. движения на Руси XIV нач. XVI в., М.-Л., 1955; Казачкова Д. A., Зарождение и развитие антицерк. идеологии в Древней Руси XI в., в сб.: ВИРА, (т.) 5, М., 1958; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Тихомиров М. H., Начало книгопечатания в России, в сб.: У истоков рус. книгопечатания, М., 1959; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит-ре и публицистике Древней Руси (XVI-XVII вв.), в сб.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике, М., 1960; Черепнин Л. В., Из истории еретич. движений на Руси в XIV-XV вв., в сб.: ВИРА, (т.) 7, М., 1959; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV 1-й пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV нач. XVI века, М.-Л., 1960; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2; Stökl G., Das Echo von Renaissance und Reformation in Moskauer Russland, "Jahrbücher für Geschichte Osteuropas", 1959, Bd 7, H. 4; Lilienfeld F. v., Vorboten und Träger des "Humanismus" im Russland Ivans III, в кн.: Renaissance und Humanismus in Mittel-und Osteuropa, (v.) 1, в., 1962, S. 387-95.

С. M. Стам. Саратов,

В. И. Корецкий (Е. в России). Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ереси
Значение слова ереси
Что означает ереси
Толкование слова ереси
Определение термина ереси
eresi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):