Советская историческая энциклопедия - дольчино
Связанные словари
Дольчино
рода и о наступлении последнего (по Иоахиму 3-го, по Д. 4-го) периода истории. Этот период Д., в отличие от Иоахима, рассматривал не как период "созерцания" и всеобщего монашества, а как справедливый порядок, где не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых, как считал Д., происходит всякое зло. Этот порядок будет установлен в результате насильств.
ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов и мн. из светских сильных людей и тиранов. Новое совершенное об-во, по мнению Д., будет следовать истинно апостольскому идеалу, не допускающему ни собственности, ни даже накопления подаяний, к чему стремятся, как он утверждал, "нищенствующие" ордена доминиканцев и францисканцев.
Трудно сказать из-за неясности данных инквизиции, был ли Д. вообще врагом собственности и рассматривал отречение от нее как основу совершенного порядка или же считал отречение обязательным только для вождей и идеологов своего движения. Во всяком случае свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности проповедника, свободного от повиновения церк. властям и соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. там же, с. 377-78). В нач. 1304 Д. явился в р-н г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян, направленное против тяжести феод. повинностей и политики города, к-рому крестьяне были подчинены. Д. предполагал захватить долину р. Сезии (у подножия альпийских гор) и создать там крест. общину, по-видимому, на основе периодич. уравнит. переделов земли. В 1305 папа Климент V объявил крестовый поход против Д., войско к-рого было оттеснено превосходящими силами феодалов в горы Верчелли и Новары. Со всех сторон (из Италии, юж. Франции и даже из Зальцбурга) к Д. шли подкрепления, что позволило восставшим, укрепившись на горе Цебелло (на границе Савойи и Верчелли), выдержать осаду войск феодалов и перейти к решит. действиям, нанеся поражение верчелльскому епископу.
Сплочение сил феодалов (объявлен набор большой армии, привлечены наемники) при содействии папы привело в марте 1307 к разгрому восстания. Д. был захвачен в плен и казнен вместе со своими ближайшими последователями. Идеи Д. еще долго волновали не только Сев. Италию, но и смежные с ней страны, о чем свидетельствуют многочисл. суд. процессы.Источн.: Historia fratris Dulcini heresiarche di Anonimo sincrono..., Muratori L. A., Rerum italicarum scriptores, t. 9, 2 ed., CittГ di Castello, 1907, часть 5 специально посвящена восстанию Д.Лит.: Маркс К., Хронологич. выписки, тетрадь 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939, с. 5-6; Гаусрат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1-2, СПБ, 1900; Тиханова М. A., Восстание Дольчино, Проблемы истории докапиталистич. обществ, 1934, No 7-8; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории ср. веков, ч. 2, М., 1951; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политич. идей, M., 1955; его же, Ист. условия восстания Дольчино, Доклады сов. делегации на X Междунар. конгрессе историков в Риме, (М., 1955); Aspesi A., L'Angelo di Tiatira, Torino, 1932; Stefano A. de, Riformatori ed eretici del medioevo, Palermo, 1938; Seccia P., Capitalismo e classe operaia nel centro laniero d'Italia, Roma, 1960; Violini C. e Mazzone M., Fra Dolcino e la setta degli Apostolici, Torino, 1942.С. Д. Сказкин. Москва. .