Советская историческая энциклопедия - анабаптисты
Связанные словари
Анабаптисты
движения, возникшего в Европе накануне Крест. войны 1524-25 в Германии, одно из наиболее демократич. течений Реформации. Движение А., ограниченное вначале рамками церк. догматики и обрядности (отказ А. от церк. организации, от икон, таинств и т. п.), вскоре стало формой революц. движения крестьянско-плебейских масс. А. отрицали необходимость всех духовных и светских властей, осуждали богатство и социальное неравенство, отказывались от ношения оружия, принятия присяги и занятия обществ.
должностей. Отражая чаяния бедноты, они призывали к введению общности имущества, верили в т. н. "второе пришествие Христа" и скорое установление на земле тысячелетнего "царства божия" строя социальной справедливости, к-рый они противопоставляли феод. порядкам. Но их требования общности имущества ограничивались лишь сферой потребления, не затрагивая средств произ-ва, и, т. о., не выходили за рамки уравнительно-потребительского "коммунизма".Первые А. появились в Швейцарии в 1519. Разойдясь с У. Цвингли по догматич. вопросам, а также по вопросу о дальнейшей демократизации гор. управления и о социальных реформах они подверглись преследованиям в Цюрихе и др. кантонах. Несмотря на преследования, общины А. распространились в Центр. и Зап. Европе, встречая в крестьянско-плебейских массах благодатную среду. Осн. масса А.состояла из бедных ремесленников, подмастерьев (особенно много А. было среди горнорабочих и ткачей), крестьян, отчасти представителей интеллигенции и революционно настроенных элементов бюргерства. Разнородный социальный состав определил наличие среди А. революц. и пассивного, радикального и умеренного направлений (до 40 оттенков), по-разному искавших пути к "царству божию".
Революц. течение А. ведет свое начало от выступления в Цвиккау (Саксония) Н. Шторха, М. Штюбнера и др. (т. н. "цвиккауские пророки"), к-рые находились под влиянием Т. Мюнцера и против к-рых резко выступил М. Лютер. Поддержанные Мюнцером, А. приняли активное участие в Крест. войне 1524-25 в Германии. А. повсюду подвергались суровым преследованиям, причем в жестокостях против них соперничали католики, лютеране, кальвинисты и цвинглиане (десятки тысяч жертв). После крест. войны центром А. становится Страсбург, где движение А. возглавил скорняк Мельхиор Гофман, усиливший в учении А. его мистическую сторону. Он предсказывал пришествие Христа на 1533. Тогда же, по его мнению, должны были появиться и апостолы, чтобы создать в Страсбурге Новый Иерусалим "царство божие". После ареста Гофмана движение А.возглавили пекарь Ян Маттис из Гарлема и портной Ян Бокельзон (см. Иоанн Лейденский). Они действовали в Нидерландах, а затем в Мюнстере (Сев. Германия), где сосредоточились самые воинств. силы А., удерживавшие власть в городе в 1534-35. А. оказывали упорное сопротивление феод. реакции и в условиях осады провели в Мюнстере ряд уравнительных мероприятий.
С поражением в 1535 Мюнстерской коммуны движение А. пошло на спад. Прибежищем их стал северогерм. г. Росток, где открытая деятельность А. продолжалась вплоть до 1541. Впоследствии среди А. возобладали умеренные элементы, проповедовавшие непротивление злу. В Нидерландах примиренч. элементы А. возглавил Менно Симонс, по имени к-рого и стала наз. секта меннонитов; радикальное направление постепенно выродилось в террористич. бандитизм, т. н. баттенбургское направление. Из Нидерландов А. проникли в Англию; важными центрами А. в Европе были также Моравия, Чехия, Венгрия. Ряд анабаптистских сект существует в Америке. Отд. элементы учения А. содержатся в догматике совр. баптистов, квакеров и нек-рых др. протестантских сект.Источн.: Wiedertäuferakten 1527-1626, bearb. nach W. Köhler, W. Sohm, T. Sippel, G. Franz, Marburg, 1951; Quellen zur Geschichte der Täufer in der Schweiz, 1, Zürich, 1952.Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в., М., 1958; Reachey P., Die soziale Herkunft der Schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954; Littell F. H., The anabaptist view of church, Phil., 1952; Smithson R. J., The anabaptists..., Toronto, 1935; Smith C. Н., The story of the mennonites, 3 ed., Newton, 1950; Gratz D. L., Berneses anabaptists and their american descendants, Scottdale, 1953; Payne E. A., The anabaptists of the 16th century and their influence in the modern world, L., (1949); Zschäbitz G., Zur mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, В., 1958.H. M. Гольдберг. Ленинград. .