Советская историческая энциклопедия - данилевский
Связанные словари
Данилевский
соч. Д. "Россия и Европа" ("Заря", 1869, No 5-6, 8-9, отд. изд., СПБ, 1871) было публицистич. откликом на общеполитич. и междунар. проблемы современности и попыткой разрешения проблемы ист. роли России и славянства. Д. отрицал реальность существования "человечества" как целого, общечеловеч. цивилизации; он признавал носителем ист. процесса лишь отд.
"виды" "культ.-историч. типы", имея в виду народы в их конкретно-ист. значении, с их особой самобытной цивилизацией, не подлежащей передаче и заимствованию. Эта теория примыкала к славянофильскому учению и имела свою аналогию на Западе в работах Рюккерта (Н. Rückert, Allgemeine Weltgeschichte, 1861) и Риля (H.W. Riehle, Die Naturgeschichte des Volkes..., Bd 1-3). (Против общих положений Риля и славянофилов в России была направлена статья С. М. Соловьева "Исторические письма" (1858)). В духе идеалистич. философии Д. устанавливал "законы" образования культ.-ист. типов; указывал 4 разряда их ист. деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую; определял осн.
стадии развития культ.-ист. типа: от этнографич. состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Ист. прогресс сопровождается сменой культ.-ист. типов. Д. выделял 10 типов, частично завершивших свое развитие, из к-рых исторически позднейшее место принадлежит европ.или романо-герм. типу. Новый, вступающий в пору своего расцвета славянский тип, получивший пока наиболее полное развитие в рус. народе, противопоставлен европейскому, представленному как единое и обособленное (в т. ч. от античности) целое. Сужению понятия европ. цивилизации и утверждению самобытности слав. типа и его выразителя рус.
народа соответствует борьба с идеей европеизации ("западничество"). В славянстве Д. признаются задатки полного развития всех 4 видов ист. деятельности, "потенциальное многообразие обществ.-политич. состава и нравств.-политич. превосходство, в характеристике к-рого обнаруживаются элементы старого славянофильства применительно к истории России.
Исходя из своего тезиса о плодотворности многообразия народов-гос-в в составе культ.-ист. типа, Д. обосновывает требование объединения слав. народов в единое политич. целое как высшей стадии развития, философски утверждая политич. программу панславизма. Острые политич. вопросы современности и нек-рые экономич. проблемы нашли отражение в статьях Д.
, к-рые вошли в спец. "Сб. политич. и экономич. статей Н. Я. Д." (1890). Идеи Д. имели сторонников и последователей (К. Н. Бестужев-Рюмин, H. H. Страхов, К. Н. Леонтьев). С критикой теории Д. выступили тогда же В. С. Соловьев ("Нац. вопрос в России"), Н. И. Кареев ("Теория культ.-ист. типов", в журн. "Рус. мысль", 1889, кн. 9), Н. К. Михайловский ("Записки профана", Соч., т. 3, 1888) и др.Лит.: РБС, (т. 6), СПБ, 1905; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.Н. Л. Рубинштейн. Москва. .