Советская историческая энциклопедия - ди
Связанные словари
Ди
1. Шанди, верховное божество в Др. Китае. В эпоху Инь (16 в. 1027 до н.э.) Д. почитали в качестве главы пантеона божеств. и духовных сил природы и одновременно в качестве легендарного первопредка иньцев.Завоевавшие в 1027 до н.э. Инь чжоусцы вместе с др. элементами иньской культуры восприняли и культ Д. Легендарный родоначальник чжоусцев Хоу Цзи был провозглашен сыном Д. Культ Д. в начале правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.) был равнозначен культу неба ("тянь"). Однако уже в сер. 1-го тыс. до н.э. он постепенно исчезает, уступая место культу неба (чжоуский император "сын Неба"). После падения Чжоу первый император новой династии Цинь в 221 до н.э., желая подчеркнуть "божественное" происхождение своей власти, включил термин "Д." в свой титул (Цинь Ши-хуанди). С этих пор термин "Д." стал входить в титул императоров и со временем сам стал обозначением императора.Проблеме Д. посвящено большое количество спец. исследований, но она еще далека от окончат. решения. Одни авторы (франц. китаеведы Ш. Арле, Э. Шаванн) резко разделяют понятия "Д." и "тянь" (небо), другие (нем. ученый В. Грубе, англ. синолог Г. Крил) отождествляют их; одни видят в культе Д. признаки монотеизма (Тянь Чжоу-ган), другие его тотемистич. окраску (Э. Эркес, ГДР).Лит.: Серкина А. A., Значение знака ди в надписях на гадательных костях, "ВДИ", 1962, No 1; Ху Хоу-сюань, Инь буцы чжунды шанди хэ ванди (Бог и царь в иньских гадательных записях), "Лиши яньцзю", 1959, No 9, 10; Tien Tchéu-kang Antoine, L'idée de dieu dans les huit premiers classiques chinois, Fribourg, 1942; Creel H. G., The birth of China, L., 1958.Л. С. Васильев. Москва.2.Бэй-ди, в кит. источниках древности и средневековья общее наименование племен, обитавших к С. от Китая. Не только этнич., но и антропологич. характеристика Д. спорна. Возможно, что в разные времена в разряд Д. попадали племена монг., тюркского и тунгусского происхождения. К числу Д. относили и т. н. динлинов (племена европеоидного антропологич. типа в Юж. Сибири). С 9 в. до н.э. кит. источники выделяют 2 этнич. группы Д. чиди (красные Д.) и байди (белые Д.), каждая из к-рых в свою очередь подразделялась на ряд племен. Эти Д., зачастую вместе с жуками (жун-ди), совершали набеги на Китай. Иногда правители отд. древнекит. царств (Дзинь) использовали их для борьбы с соседними царствами. Позже, особенно в эпоху Хань (206 до н.э. 220 н.э.), кит. источники обычно выделяли среди Д. различные этнич. группы с их этнонимами (сюнну и т. п.), и термин "Д." использовался реже.Источн.: Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена, (т.) 1-3, М.-Л., 1950-53.Лит.: Ма Чан-шоу, Бэйди юй сюнну (Бейди и сюнну), Пекин, 1962; Legge J., The Chinese classics, v. 1, pt. 1, The Prolegomena, Hong Kong, 1960; Eberhard W., Lokalkulturen im alten China, Bd 1, Die Lokalkulturen des Nordens und Westens, Leiden, 1942.Л. С. Васильев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое ди
Значение слова ди
Что означает ди
Толкование слова ди
Определение термина ди
di это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):