Советская историческая энциклопедия - джадидизм
Связанные словари
Джадидизм
(араб. усул-и-джадид новый метод) бурж.-либеральное, националистич. движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди тат. буржуазии. Первоначально это узкое, культурнич. движение за реформу старой системы мусульм. образования, за необходимость европ. образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу.
Основоположником, активным пропагандистом Д. был крымский татарин мурзак (потомств. дворянин) и крупный землевладелец И. Гаспринский, издававший в Бахчисарае в 1883-1914 тат. бурж.-националистич. газету "Тарджиман" ("Переводчик").В Ср. Азии в период революции 1905-07 и в последующие годы Д. перешагнул первонач. культурнич. рамки и приобрел ярко выраженную окраску бурж.-либерального, контрреволюц.националистич. политич. движения и идеологич. течения. Социальной базой Д. были преимущественно бурж. слои населения Ср. Азии и часть нац. интеллигенции. Попытки джадидов увлечь массы националистич.
лозунгами не увенчались успехом. В период революции 1905-07 трудящиеся Ср. Азии пошли не за нац. буржуазией, а за рус. рабочим классом. Туркестанские, бухарские и хивинские джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с тат. и азерб. пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революц.
выступлений. Перед бухарским эмиром и хивинским ханом они выступали с просьбами о социальных и политич. реформах, содействующих бурж. развитию. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определенных организац. форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации нек-рых феод. пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за огранич. реформу ислама и религ. школ, за приспособление ислама к бурж. развитию окраин и потребностям нац. буржуазии. Но определенной программы джадиды не имели. Отсюда множество оттенков во взглядах, иногда прямо противоположных предложений, противоречивость в высказываниях и установках джадидов, отражавших разнородные влияния.Общим для всех групп был узкоогранич. характер предлагаемых ими реформ. Наиболее близкой для себя джадиды считали кадетскую партию. Они резко выступали против с.-д. Д. не имел не только общей программы, но и руководящего центра и устава. Джадиды группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, к-рые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т.
п. К ним временами примыкали отдельные представители демократич. интеллигенции (напр., Хамза-Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политич. течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Ср. Азии оказала бурж. младо-турецкая революция 1908. По примеру младо-турецкой бурж.-националистич. партии "Единение и прогресс" джадиды часто именовали себя младо-бухарцами (в Бухаре), младо-хивинцами (в Хиве), младо-сартами или младо-мусульманами (в Туркестане). Лидерами среднеазиатского Д. были: Махмуд-ходжа Бек Буди, Мунавар-Кары Абдурашидов, Абдур-Рауф-Фитрат, Убейдулла Ходжаев (Туркестан), Файзулла Ходжаев (Бухара), Палван-Нияз Ходжи-Юсупов (Хива) и др.После Февр.революции 1917 джадиды создали свои националистич. партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младо-бухарскую и младо-хивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Окт. революции джадиды были в числе организаторов гражд. войны против Сов. власти, вдохновителями т. н. "Кокандской автономии", вступили в соглашение с рус. белогвардейщиной (Дутовым и др.
) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С построением социализма в Ср. Азии Д. был окончательно ликвидирован.Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542-566; История Узбекской ССР, т. 1, кн. 2, Ташкент, 1956, с. 278-280; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Окт. революции, "ИСССР", 1963, No 2.A. B. Пясковский. Москва. .