Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - этруски

Этруски

(лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrrnnoi, Tyrsnnoi, самоназвание rasna, rasnea) древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-З. Апеннинского п-ова, область, называвшуюся в древности Этрурия (совр. Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Уже в 7 в. до н. э. Э. имели письменность (заимствованную у греков), а в период культурного расцвета религ. и светскую лит-ру, ныне утраченную (сохранилась часть культовой книги на бинтах т. н. Загребской мумии). Известно большое число надписей (ок. 10 тыс.), преим. очень кратких, из к-рых надежно интерпретированы лишь немногие. Осн. источник сведений об Э. фрагментарные сообщения греч. и рим. авторов: Геродота, Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Страбона, Тита Ливия, Плиния Старшего, Сервия Гонората и др., дополняемые богатыми археол. мат-лами из этрусских гробниц и поселений.

Происхождение Э. остается неясным. Антич. традиция считала их выходцами с В.: по Геродоту (I, 94), они переселенцы из Лидии, осевшие на землях умбров, по Гелланику (5 в. до н. э.), ответвление эгейских пеласгов. Дионисий Галикарнасский (I, 30) видел в них коренных жителей страны. Нек-рые черты материальной культуры, иск-ва и религии Э. действительно обнаруживают сходство с древними культурами М. Азии и Эгеиды. На связь с В., как будто, указывает и упоминание в егип. источниках племени турша (trs.w) среди "народов моря", нападавших в 13-12 вв. до н. э. на Египет. В совр. науке преобладает, однако, мнение (основанное гл. обр. на данных археологии), что вост. пришельцы были только одним из компонентов, участвовавших в формировании Э., сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых этнич. групп. Такие взгляды подкрепляются и доступными изучению фактами этрусского языка. Будучи в своей основе языком доиндоевропейского "средиземноморского" типа (близким лемносскому и ретийскому), он содержит также анатолийские, греч. и др. индоевроп. напластования, характер к-рых заставляет предполагать некогда имевшие место глубокие языковые смешения. Археологически несомненно, что материальная культура Э. развилась на основе Виллановы культуры. Процесс этнич. формирования Э. завершился, очевидно, к 8 в. до н. э. Уже памятники 7 в. до н. э. свидетельствуют об экономич. подъеме, связанном, вероятно, с разложением родовых отношений и переходом к классовому об-ву у Э. Имуществ. дифференциация привела к появлению крупных зем. владений. Основу х-ва Э. составляло земледелие (славились этрусская пшеница, виноград, лен), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значит. мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке к-рых Э. достигли совершенства. Изделия их ремесленников составляли важную, наряду с продуктами с. х-ва, статью экспорта. Торговля велась с греч. колониями в Юж. Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Сардинией, Сицилией, Карфагеном, а на суше с сев. заальпийскими странами. С 5 в. до н. э. в городах Э. началась чеканка монет.

В 7 в. до н. э. у Э. уже имелись многочисленные города-крепости, строго распланированные и обнесенные массивными стенами. Вскоре они превратились в экономич. и политич. центры, образовавшие вместе с прилегающими терр. города-гос-ва, напоминающие греч. полисы. Во главе их стояли вначале цари, имена к-рых известны из антич. традиции и нек-рых этрусских надписей. Цари сосредоточивали в своих руках воен., административную й жреч. власть. В кон. 6 нач. 5 вв. до н. э., с возвышением новой военно-жреч. знати, монархия постепенно заменяется строго аристократич. устройством, при к-ром высшие выборные должности (zilath, zilC) замещаются узким кругом лиц, именовавшихся parchis. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои etera и lautni. Их труд, по-видимому, преобладал как в с. х-ве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Особенностью социального устройства Э. было более свободное, чем у греков и римлян, положение женщин.

Вероятно, уже в кон. 7 в. до н. э. возникла конфедерация двенадцати городов-гос-в (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Вольцы, Руселлы, Арреций, Волатерры, Фезулы (или Кортона)), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом (zilath mechl rasnal) из правителей отд. городов. Ее возникновение способствовало росту могущества и колониальных устремлений Э. Овладев ок. сер. 6 в. до н. э. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными терр. в долине р. По, они создали там колонии, также объединенные в двенадцатиградия. Еще ранее была захвачена область племен фалисков, а более редкие этрусские поселенцы появились в Умбрии, Лациуме и Лигурии. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. В союзе с Карфагеном Э. одержали ок. 535 до н. э. победу над греками-фокейцами при Алалии, вытеснили их из Корсики и обеспечили себе почти безраздельное господство на Тирренском м. Менее прямое их влияние распространилось в это время почти на всю Италию. Но период могущества не был длительным. Федерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отд. городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов (греки дважды, в 524 и 474 до н. э., нанесли Э. поражение под Кумами, положив конец их мор. господству, римляне ок. 509 до н. э. изгнали Тарквиниев). Вслед за этим самниты вытеснили Э. из Кампании, овладев в 423 до н. э. Капуей, их паданские владения подверглись ок. 400 до н. э. нашествию галлов. Отсутствие у Э. политич. и воен. единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе к-рых римляне постепенно поодиночке подчинили себе важнейшие этрусские города. Уже в 396 до н. э. пали Вейи город, некогда столь же могущественный, как и Рим. В 358 до н. э. под рим. господство подпал Цере, а в 308 до н. э. Тарквинии. С 310 до н. э. начинается подчинение средней и вост. Этрурии, а после сражений при Сентине (295 до н. э.) и Вадимонском оз. (283 до н. э.) в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В кон. 4 нач. 3 вв. до н. э. у Э. происходила острая социальная борьба внутри отд. общин (в Арреции в 302, в Вольсиниях в 265). Но еще в течение двух столетий Э. сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политич. устройство, культовые учреждения и культурную самобытность. Только при Сулле (1 в. до н. э.) за поддержку, оказанную марианцам, территория Э. была сильно урезана, оставшаяся часть Этрурии усеяна воен. поселениями, что привело к быстрой романизации.

Э. внесли значит. вклад в культурное развитие Др. Италии. Особенно сильное влияние они оказали на римлян, для к-рых были образцом в прикладных иск-вах и строит. деле. От них римляне переняли ряд особенностей политич. организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительств. лиц; этрусская мифология и религия оказали значит. влияние на рим. мифологию и религию. По-видимому, посредством Э. к римлянам и др. племенам Ср. и Сев. Италии пришло и греч. письмо.Лит.: Модестов В. И., Введение в римскую историю, ч. 2, СПБ, 1904; Ельницкий Л. A., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959; его же, К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., ХарсекинА. И., Этруски. Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; Whatmough J., The foundations of Roman Italy, L., 1937; Altheim F., Der Ursprung der Etrusker, Baden-Baden, 1950; Bloch R., Les Étrusques, (2 éd.), P., 1956; Heurgon J., La vie quotidienne chez les étrusques, (P., 1961); Boёthius A., Etruscan culture. Land and people, N. Y., (1962); Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; Hencken H., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968; Mühlenstein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969; Keller W., Denn sie entzündeten das Licht. Geschichte der Etrusker die Lösung eines Rätsels, (Münch. Z., 1970).

А. И. Харсекин. Минск.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое этруски
Значение слова этруски
Что означает этруски
Толкование слова этруски
Определение термина этруски
etruski это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):