Советская историческая энциклопедия - газали
Связанные словари
Газали
ислама; выступал против прогрес. обществ.-филос. течений. Наибольшее распространение получил его труд "Оживление религ. наук" (("Ихйа улум ад-дин") и его сокращ. изложение "Элексир счастья" ("Кимийа-и са'адат")), сохранившийся в ряде рукописей. В нем изложены основы мусульм. богословия и этики. Известно также его "Опровержение философов" ("Тахафут аль-фала-сифа").
Произв. Г. в ср. века переводились на лат., евр., рус. яз. Соч. Г. "Стремления философов" ("Макасид аль-фаласифа") под назв. "Логика Авиасафа" занимало заметное место в лит-ре жидовствующих на Руси (см. П. К. Коковцев, К вопросу о "Логике Авиасафа" ("Ж. Мин-ва нар. просвещения", СПБ, 1912, май)).
Критика взглядов Г. содержится в труде Ибн Рошда "Опровержение опровержения" ("Тахафут ат-тахафут", фрагменты на рус.яз. в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока, М., 1961). Описание рукописей Г. издано в "Собрании вост. рукописей Академии наук Узб. ССР", под ред. и при участии А. А. Семенова, т. 3-4, Таш., 1955-57.
Соч.: Tahafot al-falasifat, texte arabe établi et accompagné... par M. Bouyges, Beyrouth, 1927; то же, ed. and annot. by S. Dunya, 2 ed., Cairo, 1955; Worship in Islam. Being a transl., with comment. and introd. of al-GhazzálГ's Book of the Ihya on the worship by E. E. Calverley, (2 ed.), Cairo, (1957).Лит.: Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, стр. 129-43; Wensinck A., La pensée de Ghazzali, P., 1940.Л. И. Климович. Москва. .