Советская историческая энциклопедия - суфизм
Связанные словари
Суфизм
(от араб. суфи, букв. человек в одежде на шерсти; С. по-арабски тасбввуф, букв. облаченность во власяницу) мистич. течение в исламе. С. возник в 8 в. на терр. совр. Ирака и Сирии. В 9 в. стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию; в 9-10 вв. получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем в Центр. и Сев.
Индии, в 13-15 вв. на Малакке и Суматре. С самого начала С. был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм антифеод. оппозиции. В филос. плане учение суфиев в том виде, в каком оно получило наиболее четкие формулировки в 11-12 вв., сводилось к монистич. отождествлению бога со всем, что сотворено им ("вахдат аль-мауд-жуд"), или к пантеистич.
растворению бога во всем сущем ("вахдат аль-вуджуд"); в социальном к проповеди равенства всех людей, как потенциально в равной мере несущих в себе божеств. начало, к осуждению богатства, стяжательства. Путем (тарика) приобщения к богу объявлялось интуитивное познание его, ведущее к завершающему этапу экстатич. состоянию "фана" (букв.
"небытие"), при к-ром суфий получает способность внечувственного и внерационального общения с божеством (по учению "вахдат аль-мауджуд") или ощущает себя частью божества, растворяется в нем (по учению "вахдат аль-вуджуд"). Символика С. во многом совпадала с символикой мистич. течений сходного типа в др. религиях: нек-рых христ. сект, хасидизма в иудаизме, бхакти в индуизме. Стремление к познанию божества в С. отождествлялось с любовью, суфий с влюбленным, бог с объектом любви, экстатич. состояние суфия с опьяненностью вином.С географич. распространением С. и ростом числа его сторонников в нем происходили существенные изменения: на первичное, очевидно, влияние неоплатонизма и вост.-христ. гностиков напластовывались в различных районах распространения С. влияния манихейства, зороастризма, инд. мистич. учений. Происходило широкое расслоение С. в гносеологич. и социально-идейном планах от крайнего радикального пантеизма (Ибн аль-Араби, Испания, 1165-1240) и течений, резко выступавших против существующего строя (сербедары в Иране, 14 в., Бедреддина Симави восстание в М. Азии, 15 в.), до группировок, пытавшихся согласовать общую теорию С. с умеренно ортодоксальным направлением в офиц. исламе и социальным правопорядком феодализма (накшбандийя в Ср. Азии, с 14 в. и др.). Приблизительно с 11 в. стали создаваться многочисл. суфийские ордена (см. Дервишские ордена) во главе с "указующими верный путь" "муршидами" (или шейхами, пирами). Сан муршида иногда становился наследственным; муршиды превращались в духовных феодалов, обладавших большими зем.наделами и др. богатствами; создавалась строгая ритуализация, сложная иерархич. градация ступеней посвящения. Суфийская заповедь бедности начинала толковаться как аллегория. Возникают своеобразные суфийские обители ханака в Иране, Ср. Азии, Афганистане, Индии, такйа (текке) в М. Азии и араб. странах Азии, завия в араб. странах Магриба.
Основатели орденов и выдающиеся суфии-подвижники часто почитались как святые (вали в Иране, Афганистане, Индии, араб. странах Азии, авлия в Ср. Азии, марабуты в Сев. Африке); их могилы (мазар) становятся местом паломничества (зияра). Офиц. ислам от первонач. жестокого преследования суфиев постепенно переходил к примирению с С. В кон. 11 в. Газали предпринял реформу офиц. ислама (не сразу и не повсеместно признанную) путем включения в него соответственно препарированной философско-теологической доктрины умеренного С. К 15-16 вв. С. уже фактически мирно сосуществует с официальным исламом. В СССР суфийские ордена прекратили существование в 20-х гг. 20 в., но остаточные явления С. зияра, бродячие суфии (каландары) и т. п. еще существуют. В Турции суфийские ордена официально запрещены в 1925, но ряд явлений С. еще продолжает существовать. В разл. формах С. существует во мн. мусульм. странах (Иран, Пакистан, страны Магриба и др.); отмечается суфийское миссионерство в странах Запада. В новейшее время попытка включения в свою доктрину ряда положений пантеистич. С. была предпринята теологом-мистиком Г. И. Гурджиевым (жил в основном во Франции, ум. в 1949). Европейская ориенталистика серьезно изучает С. уже свыше столетия, однако мн. стороны истории и гносеологии С. еще далеки от окончат. выяснения. Наиболее крупные авторитеты в изучении С. И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Англия), Л. Массиньон (Франция).Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская лит-ра, Избр. тр., т. 3, М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, (Л.), 1966, гл. 12 (в обеих работах обширная библ.); Кулизаде З., О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей лит-ре, "ИАН Азерб. ССР", 1965, No 5; Гольдциер И., Лекции об исламе, пер. с нем., М., 1912; Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., (1962); Idries Shah, Tales of the dervishes, (2 ed.), L., (1968). .