Советская историческая энциклопедия - "каролингское возрождение"
Связанные словари
"каролингское возрождение"
"Каролингский ренессанс", известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин "К. в." введен бурж. историографией в 19 в. (франц. историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. его широко применяют нем. историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, франц. историк П. Рише и др. Культурные преобразования были тесно связаны с большими воен.-политич., адм. и орг. задачами, к-рые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей терр. империи. Необходимо было подготовить служебно-адм. кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологич. воздействие католич. церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Клас. характер "К. в." подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789, Тионвильского съезда 805, Шалонского и Майнцского соборов 813 и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать "сыновей свободных", т. е. феодалов, что целью обучения должно быть "знание своих законов" и т.п.Центром "К. в." был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т. н. "Академия", к-рой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий ("Давид"), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт ("Гомер") и др.В период "К. в." вырос интерес к светским знаниям, "семи свободным искусствам" (septem artes liberales), изучавшимся по антич. традиции в 2 комплексах тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое ср.-век. понимание этих наук (применительно к условиям феод.-церк. культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение неск. столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произв. из различных областей знания (ботаники, с. х-ва и др.). Особое место среди деятелей позднего "К. в." занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (ум. после 858), знаток греч. языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор мн. богословских и филос. произв. (важнейшее трактат "О разделении природы"). Эриугена первый оригинальный философ средневековья; его идеи, проникнутые духом неоплатонич. пантеизма, вступали в противоречие с нек-рыми положениями христ. догмы. Среди др. философов-богословов "К. в." известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др.Значит. развития в период "К. в." достигла историография. При дворе Карла Великого ок. 789 были переработаны в апологетич. духе "Королевские анналы" ("Лоршские"), получившие продолжение в погодных записях (до 829). Со 2-й трети 9 в. развивается местное летописание, особое значение получили "Фульдские анналы" (680-901), "Сен-Бертинские анналы" (741-882), "Хроника"Регинона Прюмского (доведенная до 906). Выдающимся ист. произв. "К. в." является "История лангобардов" Павла Диакона (до 744). Другим видом историографии были политич. трактаты, написанные видными деятелями этого времени архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и др; "К. в." ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, "О деяниях Карла Великого" сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-35), неизвестным "Астрономом" (период 778-840) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов. По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-43 военачальником Нитгардом.В период "К. в." получила развитие лит-ра, формировались нар. языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо "каролингский минускул". Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в к-рых сохранилось не только все созданное в период "К. в.", но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (осн. масса трудов антич. авторов дошла до нас в рукописях кон. 8-9 вв.). В архитектуре создавались композиц. основы романского стиля. Важнейшим архит. сооружением "К. в." из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (ок. 798-805), построенная арх. Одо из Меца. В период "К. в." получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени "К. в." относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде".Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феод. раздробленность и быстрый рост натур. х-ва лишали "К. в." реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и нек-рые церк. деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й пол. 9 в. наступает глубокий упадок культуры.Значение "К. в." заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 вв., и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура "К. в." в значит. степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творч. традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов.Лит.: Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та, т. 3, вып. 1, 1941; его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. веков, вып. 1, 1948; Рамм Б. Я., "Каролингское возрождение" и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. ф-т, вып. 1, 1940; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. зап. Ленингр. гос. педагогич. ин-та им. Герцена, т. 68, 1948; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, Münch., 1911; Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. d. 500 to 900, (new. ed.), L., 1957; HinГЄs R., Carolingian art, L., 1935; Riché P., Éducation et culture dans l'Occident barbare. VI-VIII siècles, P., 1962.Б. Я. Рамм. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое "каролингское возрождение"
Значение слова "каролингское возрождение"
Что означает "каролингское возрождение"
Толкование слова "каролингское возрождение"
Определение термина "каролингское возрождение"
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):