Советская историческая энциклопедия - ламетри
Связанные словари
Ламетри
образование. На основании данных анатомии, физиологии, патологии Л. приходит к выводу о материальном единстве человека, т. е. к отрицанию души. Л. считает, что в основе всех явлений природы лежит материальная субстанция, свойствами к-рой являются протяженность, движение, ощущение. Последнее присуще животному и человеку, для к-рого оно единств.
источник познания. Л. приходит к мысли о развитии природы из неорганич. к органич., от растения к животному, о происхождении человека от животного. Из понимания человека как наиболее совершенного произведения природы Л. делал вывод, что мораль должна быть естественной, а не религиозной, но Л. считал необходимым сохранить религию для народа.
Материалист в естествознании, Л. остался идеалистом при объяснении обществ. явлений. Совершенствование общества зависит, по мнению Л., от прогресса науки, в первую очередь философии, под покровительством просвещенного монарха. Взгляды Л. оказали большое влияние на след. поколение просветителей.
Соч. (кроме указ. в статье): Oeuvres philosophiques, v. 1-3, В., 1796; в рус. пер. Избр. соч., М.-Л., 1925.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, Boissier R., La Mettrie-médecin, pamphlétaire et philosophe (1709-1751), P., 1931Ю. И. Хаинсон. Москва. .