Советская историческая энциклопедия - монофизиты
Связанные словари
Монофизиты
е. пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, как утверждали ортодоксальные богословы, а бог. Учение М. широко распространилось на востоке Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще живы были традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 на Эфесском ("разбойничьем") соборе М. одержали верх, но в 451 их учение было осуждено на Халкидонском соборе.
Визант. императоры 5-7 вв. стремились к компромиссу с М. В 638 компромиссное решение было изложено Ираклием в "Экфесисе": у Христа признавалось наличие двух природ, но одной воли, что положило начало т. н. монофелитству (от греч. telnma воля). С завоеванием вост. провинций арабами М. потеряли базу в Византии, но их учение сохранило силу в Армении (григорианская церковь), Сирии, Египте и Эфиопии.
Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 283-95.А. П. Каждан. Москва. .