Советская историческая энциклопедия - огарев
Связанные словари
Огарев
Николай Платонович (24.XI.(6.XII).1813 31.V(12.VI).1877) рус. революционер, поэт, публицист. Род. в семье богатого помещика. Мировоззрение О. складывалось гл. обр. под воздействием движения декабристов, а также идей Великой франц. революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, социально-филос. идей Руссо. С 1830 учился в Моск. ун-те. Сложившийся вокруг О. и А. И. Герцена студенч. кружок имел ярко выраженную политич. направленность. Под влиянием революц. событий 1830-31 в Европе О. обратился к идеям утопич. социализма. Летом 1834 был арестован, в апр. 1835 сослан в Пензенскую губ. В 1839 получил разрешение жить в Москве. В 1840 в "Отечеств. записках" и в "Лит. газете" появились первые стихотворения О. В 1840-41 написал первые две части поэмы "Юмор", в к-рой подверг критике весь строй совр. рус. жизни; поэма распространялась в рукописях. В 1841-46 жил б. ч. за границей, где изучал нем. классич. философию Гегеля, Фейербаха, занимался естеств. науками. В идейной борьбе 40-х гг. О. вместе с В. Г. Белинским и Герценом принадлежал к наиболее радикальному крылу западников. С кон. 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 был вторично подвергнут тюремному заключению. В 1856 эмигрировал за границу, где присоединился к начатой Герценом пропаганде. "Записка о тайном об-ве" О. (1857) содержала развернутый план организации обществ. сил в целях коренного преобразования социального и политич. строя России. Начатое Герценом по предложению О. издание "Колокола" (1857-67) реализация одного из центр. пунктов этого плана. Программа О. в предреформ. годы уничтожение крепостного права с предоставлением крестьянам той земли, к-рой они фактически владели, уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления, ликвидация цензуры, отмена рекрутства и сокращение войска, свобода вероисповедания и полная гласность рассматривалась им как первый шаг на пути социалистич. переустройства России.Теория рус. общинного социализма, выдвинутая Герценом, получила в статьях О. дальнейшее обоснование. Вместе с тем О. допускал возможность реформаторского пути при руководящей роли образованного дворянства. Выступления О. после обнародования Положений 19 февр. 1861 содержали открытый призыв к подготовке крест. революции. Конспиративные док-ты, созданные О. совместно с Герценом в кон. 50 нач. 60-х гг. 19 в., отражали его активное участие в подготовке и создании об-ва "Земля и воля", одним из руководителей к-рого стал О. В целях прямой пропаганды в народе Герцен и О. издавали газ. "Общее вече" (1862-64). Поэтич. творчество О. с момента эмиграции стало частью его революц. борьбы. В годы польского восстания 1863-64 О. энергично поддерживал его. С переводом Вольной рус. типографии в 1865 из Лондона в Женеву О. переселился в Швейцарию. В 1873 О. вновь переехал в Англию. В последние годы жизни сблизился с П. Л. Лавровым. Умер в Гринвиче близ Лондона, где и похоронен. В марте 1966 прах О. перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.Исторические взгляды Огарева. О. признавал историч. закономерность. Исходным моментом, определяющим прогресс, считал материальные потребности человеч. об-ва необходимость добывания пищи и создания условий для существования. Однако не поняв роли труда в процессе становления человека, а отсюда и роли производства в дальнейшем развитии человечества, О. движущей силой прогресса признавал знания. О. подошел к пониманию решающей роли нар. масс в истории; осн. причину неудачи декабристов видел в том, что они стояли далеко от народа.Теоретич. основой концепции рус. историч. процесса О. считал теорию "общинного социализма". Коренное отличие социально-политич. истории России от истории зап.-европ. народов О. видел в сохранении в России нетронутыми коренных основ нар. быта (общины). Происхождение рус. гос-ва О. обосновывал внешнепо-литич. фактором необходимостью борьбы с тат. игом. О. отрицал существование в России феодализма. Единственным и безраздельным собственником земли, искони принадлежавшей народу, первоначально стало пр-во, к-рое расплачивалось этой землей со служилыми людьми. О. считал принцип частной, помещ. собственности на землю привнесенным в рус. жизнь Петром I, так же как и европ. адм. устройство, науку и культуру. Ни одно из этих начал, став достоянием господствующих классов и правительств. сфер, не проникло в нар. быт, сохранивший неизменным свое зем., адм. и суд. устройство.Теория рус. историч. процесса О. была пронизана внутр. полемикой с концепцией гос. школы, несмотря на то, что О. повторял ее отд. положения, а также понимал роль гос-ва как первопричину всех социально-политич. установлений. Чуждый анархич. отрицанию гос-ва, О. выступал не против гос-ва вообще, а против рус. крепостнич. гос-ва, за создание на основе рус. общинного строя нар. демократич. гос-ва, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. О. сделал серьезный вклад в историю рус. революц. движения. "Разбор книги Корфа" (в сб. "14 дек. 1825 и имп. Николай", Лондон, 1858) был первой спец. работой, излагавшей историю декабристов с революц. позиций. В "Предисловии" к "Думам" Рылеева (Лондон, 1860) и в "Предисловии" к сб. "Рус. потаенная литература XIX в." (Лондон, 1861) О. изложил историю рус. революц. движения, идейной борьбы и лит. процесса от Пушкина до Некрасова. О. принадлежит четкая периодизация революц. движения 30-50-х гг., истоком к-рого он считал движение декабристов, а крупнейшим идейным завоеванием социализм и понимание решающей роли народа в истории. Эволюция историко-филос. воззрений О. отразила сдвиги, происходившие в рус. революц. движении. Итоги своих теоретич. исканий О. подвел в "Ответах на ст. Герцена "Между старичками" и на брошюру М. А. Бакунина "Постановка революц. вопроса"" (1869). Признавая внутр. необходимость и закономерность историч. процесса, О. решающую силу прогресса видит теперь в революции, хотя недооценивает ее экономич. предпосылки.В России О. был известен до эмиграции исключительно как поэт. Первая оценка поэтич. произв. О. принадлежит В. Г. Белинскому ("Рус. лит-ра в 1841 г.", "Отечеств. записки", 1842, т. 20). Обществ. содержание поэзии О., его место в истории рус. освободит. движения были раскрыты Н. Г. Чернышевским ("Очерки гоголевского периода рус. лит-ры", рец. на "Стихотворения Н. Огарева", "Современник", 1856, No 9). После перехода О. на положение политич. эмигранта его имя исчезло со страниц рус. журналов. Вся лит. продукция О. публиковалась в периодич. изданиях Вольной рус. типографии "Полярной звезде", "Колоколе", "Под суд", "Общее вече", а также выходила отд. изданиями: "Юмор" (Лондон, 1857), "Стихотворения" (Лондон, 1858), "За пять лет 1855-1860. Политич. и социальные ст." (ч. 2, 1861), "Essai sur la situation russe. Lettres а un Anglais" (L., 1862) и ряд др.Рус. дореволюц. историография отделяла поэта О. от О.-революционера. О последнем не упоминалось вовсе или вся его деятельность характеризовалась беспочвенной и бесплодной. Отрицалась самостоятельность и оригинальность О. как мыслителя (по отношению к Герцену), грубо искажалось его мировоззрение, игнорировалась революц. практическая и публицистич. деятельность загранич. периода. Начало подобной трактовке было положено одним из первых биографов О. П. В. Анненковым ("Идеалисты 30-х гг.", "BE", No 3-4, 1883). M. О. Гершензон завершил создание мифа об О.-мечтателе, идейные искания к-рого были обусловлены "стремлением к гармонии". Столетие со дня рождения О. широко отмечалось либеральной и народнич. печатью. Либеральная критика затушевывала революционность О., непримиримость к самодержавию ("Рус. ведомости", 1913, No 271).Начало науч. изучению деятельности О. положено сов. историографией. Его методологич. основой стала работа В. И. Ленина "Памяти Герцена". 22-томное издание собр. соч. А. И. Герцена под ред. М. К. Лемке (1919-22) ввело в науч. оборот значит. количество мат-лов по биографии О. и его революц. практич. деятельности. Обширные публикации огаревских мат-лов содержат 39-40 и 41-42 тт. "Лит. наследства" (1941). Новый этап в изучении О. связан с публикацией богатейших коллекций загранич. архива О. и Герцена, а также огаревских док-тов и произведений из сов. архивохранилищ в тт. 61, 62 и 63 "Лит. наследства" (1953-56) (статьи, публикации и сообщения Б. П. Козьмина, Ю. Красовского, М. В. Нечкиной, Е. Л. Рудницкой, Я. З. Черняка). В 1952-56 вышли в 2 тт. "Избр. социально-политич. и философ. произведения" О., куда вошла частично и переписка О. Первое сов. издание поэтич. наследства О. было осуществлено в 1937-1938. Созданная источниковедч. база послужила основой монографич. исследований об О. (см. ниже). Соврем. бурж. историография не располагает сколько-нибудь значит. монографич. исследованиями, специально посвящ. О. Бурж. исследователи в оценке О. стоят на позициях рус. дореволюц. историографии (Е. Н. Carr, The romantic exiles, 2 ed., L., 1933, и др.).Соч.: Избр. социально-политич. и философ. произв., т. 1-2, М., 1952-56; Стихотворения и поэмы, т.1-2, Л., 1937-38; Избр. произв., т. 1-2, М., 1956; "Лит. наследство", т. 39-40, 41-42, 61-63, М., 1941-56.Лит.: Ленин В. И., Памяти Герцена, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Из прошлого рабочей печати России, там же, т. 25 (т. 20); Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч., т. 8-11, М., 1956-57; Нечкина М. В., Новые мат-лы о революц. ситуации в России (1859-1861 гг.), "Лит. наследство", т. 61, М., 1953; Яковлев М. В., Мировоззрение Н. П. Огарева, М., 1957; Иовчук М. Т., Философ. и социологич. взгляды Н. П. Огарева, М., 1957; Путинцев В. A., Н. П. Огарев. Жизнь, мировоззрение, творчество, М., 1963; Рудницкая Е. Л., Социалистич. идеалы Н. П. Огарева, в сб.: История социалистич. учений, М., 1964; Линков Я. И., Революц. борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество "Земля и воля" 1860-х гг., М., 1964.Библиографич. и справоч. издания: Тихомиров Д., Мат-лы для библиографич. указателя произв. Н. П. Огарева и лит-ра о нем, "Изв. ОРЯС", т. 12, СПБ, 1907, No 4; Герцен, Огарев и их окружение. Рукописи, переписка и док-ты. Бюллетени Гос. лит. музея, No 5, М., 1940; Описание фондов Гос. лит. музея. Фонд Н. П. Огарева, в сб.: Звенья, т. 8, М., 1950; Описание рукописей Н. П. Огарева, Отд. рукописей ГБЛ, М., 1952; Мат-лы для библиографии опубл. писем Огарева. Библиографич. указатель, т. 61, М., 1953; "Колокол". Газета А. И. Герцена и Н. П. Огарева, в. 11, Указатели, М., 1962.Е. Л. Рудницкая. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое огарев
Значение слова огарев
Что означает огарев
Толкование слова огарев
Определение термина огарев
ogarev это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):