Советская историческая энциклопедия - парфянское царство
Связанные словари
Парфянское царство
гос-во, возникшее ок. 250 до н. э. на Ю. и Ю.-В. от Каспийского м. в результате ослабления власти Селевкидов в их вост. сатрапиях и вторжения в Парфию сакского кочевого племени парнов (дахов); существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. По традиции первым царем П. ц. был глава парнов Аршак родоначальник династии Аршакидов. В 239-238 парны нанесли поражение сатрапу Парфии Андрагору, ранее отложившемуся от Селевкидов, и овладели Парфиеной, Апаварктикеной, Астауеной и др. областями Парфии, а также Гирканией. Селевк II после неудачного похода 232-231 был вынужден признать власть Тиридата I (брата и преемника Аршака) над всей Парфией. Столицей нового гос-ва стал Гекатомпил (к Ю.-З. от совр. Дамгана), позднее царскими резиденциями были также Экбатана, Селевкия (на Тигре) и Ктесифон, но родовые усыпальницы Аршакидов вплоть до 1 в. н. э. находились в Нисе (совр. Багир, 18 км к С.-З. от Ашхабада). Парны были ассимилированы парфянами коренным населением Парфии, восприняли их культуру, парфян. яз. и местные верования.Внеш. политика и границы П. ц. определялись отношениями с соседями Селевкидами и (с 1 в. до н. э.) Римом на З., Греко-Бактрией и кочевыми племенами на В. В 209 Антиох III вторгся в Парфию и взял Гекатомпил, однако должен был вскоре заключить мирный договор, сохранявший власть Аршакидов над Парфией. При Митридате I (ок. 170 138/37) границы П. ц. были расширены на В. за счет Бактрии и на З., где к сер. 2 в. до н. э. прежние владения Селевкидов превратились в ряд мелких гос-в. В 161-155 он овладел Мидией, в 141 Селевкией на Тигре, был провозглашен "царем Вавилона", взял Урук, а затем Элимаиду с Сузами. П. ц. превратилось в крупную державу, охватывавшую почти весь Иран и всю Месопотамию. Дальнейшая экспансия на З. была приостановлена передвижениями кочевых племен у вост. границ П. ц. В 30-20-х гг. 2 в. до н. э. П. ц. вело трудную борьбу с саками, под натиском к-рых пало Греко-Бактрийское царство, и одновременно с Селевкидами, предпринявшими последнюю попытку восстановить свое господство, завершившуюся разгромом Антиоха VII в 129. На В. саки опустошили сев. области Парфии и, повернув на Ю., заняли Дрангиану. При Митридате II (ок. 123 ок. 87) Дрангиана, занятая саками, была превращена в парфян. сатрапию Сакастан; в состав П. ц. вошли также Арейя и Маргиана. Продолжая ахеменидскую традицию, Митридат II принял титул "царя царей". В этот период установились дипломатич. связи с Китаем. В сферу влияния П. ц. была включена Армения, где парфяне посадили на престол Тиграна II. Борьба Рима с Митридатом VI, к-рого поддерживал Тигран II, привела к первому соприкосновению П. Ц. с Римом. По соглашению 92 до н. э., границей между двумя державами был признан Евфрат.Первое вооруженное столкновение произошло в 65 в Кордуэне (область к Ю. от озера Ван). П. ц. стало непосредственным соседом Рима; усилившиеся в П. ц. междоусобицы сопровождались вмешательством Рима. При Ороде II (ок. 57ок. 37 до н. э.) рим. войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию. В 53 около г. Карры парфяне нанесли решит. поражение армии Красса. К 40 парфяне захватили почти всю М. Азию, Сирию и Палестину. П. ц. угрожало владычеству римлян в Вост. Средиземноморье. Однако П. ц., представлявшее собой неустойчивое объединение полусамостоят. областей (Плиний насчитывал в нем 18 "царств") с разным уровнем обществ. развития, не могло сломить экономич. и политич. могущества Рим. державы. В 39-38 до н. э. М. Азия, Сирия и Палестина вновь были завоеваны Римом. Провал вторжения армий Антония (36 до н. э.) в Мидию Атропатену вновь на время приостановил продвижение Рима за Евфрат. Борьба за престол между Фраатом IV (ок. 37 2 до н. э.) и Тиридатом II, в к-рой первый опирался на помощь саков, а второй на поддержку Рима, привела к новому ослаблению П. ц. В 20 до н. э. П. ц. было вынуждено заключить договор с Октавианом Августом, признать права Рима в Армении и возвратить знамена и пленных из армий Красса и Антония. Граница была восстановлена по р. Евфрату.В 1-2 вв. н. э. становится все более заметным процесс распада П. ц. Усиливается вмешательство во внутр. дела П. ц. Рима, использующего антипарфян. настроения жителей эллинистич. городов-полисов. Обостряются противоречия между группировками парфян. знати и династич. распри, увеличивается роль местных иранских элементов во всех областях идеологии и культуры. Новый курс политики парфян. знати проявился уже при Артабане III (ок. 12 38 или 42), трижды боровшемся за престол со ставленниками Рима и греч. городов Месопотамии. Попытки усиления центр. власти не принесли значит. результатов. Война с Иберией, новое столкновение с Римом из-за Армении и вторжение в пределы П. ц. алан заставили Артабана III искать помощи у саков и сосредоточить все силы для обороны своих осн. владений. В 36 вспыхивает восстание в Селевкии на Тигре в течение 7 лет город сохраняет независимость. После смерти Артабана III наступает длительный период борьбы за престол, завершившийся приходом к власти Вологеса I (ок. 51 ок. 80). П. ц. удается упрочить свое влияние в Армении, где в 66 утверждается Тиридат, брат Вологеса (см. Аршакиды армянские). Отношения П. ц. и Рима несколько стабилизируются, но вторжения саков, алан (72-75) и отпадение Гиркании и Маргианы не дали возможности использовать передышку в войнах с Римом для упрочения П. ц. Кон. 1 нач. 2 вв. отмечены новыми внутр. смутами и обострением борьбы с Римом. Во 2 в. рим. войска трижды прошли по Армении и Месопотамии и разорили парфян. столицу Ктесифон (в походах 114-117, 163-165, 194-198).Последний период истории П. ц. (кон. 2 нач. 3 вв.) характеризуется окончат. ослаблением центр. власти, усилением нажима кочевников и неудачами в войнах с Римом. Однако окончательно сокрушить П. ц. римляне не смогли. Упадок П. ц., связанный в конечном счете с кризисом рабовладельч. системы в Средиземноморье во 2-3 вв., ростом неравномерности в развитии отдельных областей державы и возникновением на терр. П. ц. политически и экономически самостоят. "варварских" кн-в, был ускорен изнурительными войнами с Римом и почти беспрерывной борьбой за престол. В нач. 3 в. одновременно правят Вологес V, опирающийся на Месопотамию, и Артабан V, поддерживаемый Мидией. В апр. 224 владетель ранее зависимого от П. ц. Парса Ардашир Папакан нанес Артабану V решительное поражение в битве на равнине Ормиздагана в Мидии. Сын Артабана V Артавазд до 228 еще чеканит монету, но П. ц. уже не существует оно пало под ударами новых сил, объединившихся вокруг основанной Ардаширом Папаканом династии Сасанидов.В гос. устройстве П. ц. переплетались элементы, унаследованные от Селевкидов, родовые традиции парнов и система управления собственно Парфии, восходящая еще ко времени Ахеменидов. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. Терр. П. ц. (исключая зависимые кн-ва Парс, Элимаиду и др.) делилась на сатрапии; в центр. и зап. областях сатрапии подразделялись на гипархии, а последние на статмы, состоявшие из неск. селений. В сатрапиях имелись царские х-ва, с к-рых поступали подати в казну. Эллинистич. города-полисы сохраняли свое самоуправление и привилегии (показательно письмо Артабана III г. Сузам и тексты, найденные в Дура-Европос); особую категорию составляли т. н. "восточные" эллинизированные города (Урук и др.). Данных об общественно-экономич. строе П. ц. очень немного. Наиболее экономически развитой была Месопотамия. Несмотря на значит. число рабов, работавших в царских, храмовых и частновладельч. поместьях, основной хоз. ячейкой оставалась сел. община. Надел общинника или его часть, как показывают Авроманские контракты (греч. 1 в. до н. э. и парфян. 1 в. н. э.), мог быть продан с согласия соседей. Парфян. архив из Нисы (1 в. до н. э.) позволяет судить о системе натуральных и ден. податей. Через терр. П. ц. проходили важнейшие пути транзитной торговли, в т. ч. часть "Вел. шелкового пути", соединявшего Д. Восток с Римом. Из П. ц. в Рим шли кожи, ткани, железо и особенно шелк (привозимый из Китая). Парфян. караваны ходили в Пальмиру, Армению, Египет и Палестину, парфян. купцы оседали в городах Китая. С З. шли в П. ц. ремесл. изделия, в т. ч. стекло. Монетная система П. ц. первоначально копировала селевкидскую; новый стандарт был установлен во 2 в. до н. э. Парфян. надписи появляются на монетах лишь в 1 в. н. э. при Вологесе I (к-рому приписывается и кодификация Авесты), в чем обычно видят проявление антиэллинистич. реакции. Однако документы из Нисы указывают на преобладание местных иран. традиций и зороастризма в вост. областях и в более раннее время. Единой гос. религии в П. ц. не существовало. В культуре П. ц. четко видны процессы взаимодействия эллинских и местных элементов. В зап. областях П. ц. в 1-2 вв. н. э. возрождаются семитские культурные традиции, выступающие в сочетании с греч. и иранскими (Дура-Европос, Хатра). На В. (храмы Нисы, росписи Кухи-Ходжа) иран. начало уживается с греческим.Источники по истории П. ц. немногочисленны. Правления Аршакидов с трудом устанавливаются по монетам и вавилонским таблеткам. Парфян. письменных памятников немного. Осн. сведения по истории П. ц. содержатся у античных авторов; наиболее важны сочинения Помпея Трога, Плутарха, Исидора Харакского. Памятники материальной культуры изучены еще плохо. Наиболее значит. результаты дали археологич. раскопки Нисы (M. E. Массон, СССР), Дура-Европос (Ф. Кюмон, Франция, М. Ростовцев), а также раскопки в Сузах, Селевкии на Тигре, в Хатре, Ашшуре и в Пальмире. Данные античных авторов и нумизматики были наиболее полно обобщены в работах 19 в. Г. Роулинсона (Англия) и А. Гутшмида (Германия). Лучшая сводка сведений по политич. истории П. ц. принадлежит Н. Дибвойсу (США). Проблемам возникновения П. ц. посвящен ряд работ польского историка И. Вольского. Много внимания социально-экономич. и культурной истории П. ц. уделили М. Ростовцев, а также У. Тарн (Англия), определявшие П. ц. как типично феод. гос-во. Эта точка зрения, весьма распространенная среди зап. ученых, встретила возражение в трудах сов. историков (С. П. Толстов, М. Е. Массон, М. М. Дьяконов и др.), в самое последнее время ее отвергают и нек-рые зап. авторы (амер. ученый Р. Фрай). Для истории культуры П. ц. большое значение имеют работы нем. ученого Э. Херцфельда, М. Ростовцева, франц. ученых Р. Гиршмана, Д. Шлюмберже, Э. Вилла и сов. ученых К. В. Тревер, М. Е. Массона, Г. А. Пугаченковой, Г. А. Кошеленко.Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон M. E., К вопросу о времени возникновения Парфянского государства, "ИАН Туркм. ССР", 1962, No 5; его же, Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства, "Тр. ЮТАКЭ", т. 5, Аш., 1955; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, ч. 1-2, М., 1960-66; Кошеленко Г. A., Городской строй полисов Западной Парфии, "ВДИ", 1960, No 4; Дьяконов И. М., Лившиц В. A., Документы из Нисы I в. до н. э., Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. A., Культура Парфии, М., 1966; Массон М. Е., Пугаченкова Г. A., Парфянские ритоны Нисы, Аш., 1959; Rawllnson G., The Sixth Great Oriental Monarchy, N. Y., 1872; Gutschmid A., Geschichte Irans..., Tübingen, 1888; Tarn W. W., Seleucid-Parthian Studies, "Proceedings of the British Academy", L., 1930, No 16; Herzfeld E., Sakastan, "Archaeologische Mitteilungen aus Iran", 1931, Bd 4; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Rostovtzeff M., Dura-Europos and its art, Oxf., 1938; Kahrstedt U., Artabanos III und seine Erben, Bern, 1950; Wolski J.,The decay of the Iranian Empire of the Seleucids and the chronology of Parthian beginnings, "Berytus", 12, 1956-57; Frye R. N.. The heritage of Persia, L., 1962; Ghirshman R., Parthes et Sassanides, P., 1962; Ziegler K. H., Die Beziehungen zwischen Rom und dem Partherreich, Wiesbaden, 1964.В. А. Лившиц. Ленинград.-***-***-***-Парфянское царство
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое парфянское царство
Значение слова парфянское царство
Что означает парфянское царство
Толкование слова парфянское царство
Определение термина парфянское царство
parfyanskoe carstvo это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):