Советская историческая энциклопедия - платон
Связанные словари
Платон
Философия П. в целом представляет собой сложную систему взглядов объективного идеализма. С философией П. связано его этич. учение, в основе к-рого лежит представление о душе, состоящей из трех начал разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют три осн. добродетели мудрость, мужество и воздержанность. Справедливость высшая добродетель, являющаяся сочетанием мужества, мудрости и воздержанности.
Демос, по П., способен только к добродетели благоразумия (повиновения), а рабы вообще не способны к нравственной жизни. С этич. учением П. связан проект идеального политич. устройства, к-рый он дал в "Государстве" и "Законах". П. считал осн. бедствием совр. ему общества распадение его на два полюса богатства и бедности, а также нарушение обществ. порядка из-за эгоизма и неумеренной свободы демоса. В его идеальном гос-ве, где идея общественного блага ценится выше всего, гос-во основывается на справедливости, к-рая обеспечивает счастье человеку и обществу в целом. Общество в идеальном гос-ве П. состоит из 3 сословий: философов, воинов и демиургов.Первые на основании "идей" призваны управлять гос-вом. Их следует освободить от всяких забот о материальной жизни. Второе сословие воины призвано охранять гос-во. Они тоже не занимаются производительным трудом, живут за счет гос-ва и также, как философы, не имеют семьи и частной собственности. Дети философов и воинов не знают родителей, воспитываются гос-вом.
Третье сословие демиурги (ремесленники, земледельцы, купцы) могут иметь частную собственность и семью, хотя образ их жизни регулируется гос-вом, к-рому они поставляют материальные блага, но не участвуют в политич. жизни. Ниже этой категории находятся рабы. По своей экономич. сущности гос-во П. аграрное, осн. отрасль х-ва земледелие; ремесло и торговля развиты мало. По размерам оно не превышает терр. обычного полиса, количество зем. участков и полноправных граждан невелико 5040 и поддерживается неизменным. По политич. строю это рабовладельч. гос-во, во многом напоминающее досолоновскую Аттику или ликурговскую Спарту. Проект идеального гос-ва П. возник в условиях кризиса полисного строя, особенно обострившегося после Пелопоннесской войны. В основе его попытка найти выход из сложных агр. противоречий греч. полиса. Однако в своих проектах идеального гос-ва П. фактически не выходит за пределы полисного строя.Соч.: Platonis quae extant opera, ed. F. Ast, v. 1-11, Lipsiae, 1819-32; Platonis dialogi, ed. С F. Hermann, M. Wohlrab, v. 1-6, Lpz., 1921-27; в рус. пер.: Соч., пер. Карпова, 2 изд., ч. 1-6, СПБ М., 1863-79; Творения, пер. В. Соловьева (и др.), т. 1-2, М., 1899-1903; Полн. собр. творений в 15 тт., под ред. С. А. Жебелева (и др.), т. 1, 4, 5, 9, 13, 14, П., 1922-29; Избр. диалоги, (М., 1965).Лит.: Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1, М.-Л., 1928; Лурье С. Я., История античной общественной мысли, М.-Л., 1929; Фельман Э., История античного коммунизма и социализма, (пер. с нем.), СПБ, 1910; Томсон Дж., Исследования по истории др.-греч. общества, т. 2 Первые философы, пер. с англ., М., 1959; Bisinger J., Der Agrarstaat in Platons Gesetzen, Lpz., 1925; Morrow G. R., Plato's law of slavery in its relation to Greek law, Urbana, 1939; Friedländer P., Platon, 2 Aufl., Bd 1-3, В., 1954-60; Crombie J. M., An examination of Plato's doctrines, v. 1-2, N. Y., 1962-63; Barker E., Political thought of Plato and Aristotle, N. Y., 1959; Gaiser K., Piatons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963.Л. Н. Казаманова. Москва. .