Советская историческая энциклопедия - "поучения» древнеегипетские
Связанные словари
"поучения» древнеегипетские
лит. дидактич. произведения Др. Египта, ценный источник для изучения взглядов древних египтян на различные аспекты человеческой жизни. Большинство "поучений" облечено в сложившуюся уже в эпоху Древнего царства традиц. лит. форму "наставлений" отца сыну. "Поучения" Древнего царства (до нас дошли в копиях Среднего царства) приписываются высокопоставленным сановникам или знаменитым мудрецам: так, в папирусе Присс сохранились "поучение" вазира фараона Хуни (III династия) своему сыну Кагемни и "поучение" вазира Птахотепа (период V династии) своему сыну; в др.
более поздних текстах упоминаются "поучения" мудрецов Древнего царства Имхотепа (период III династии), Джедефхора (период IV династии), Каиреса (время неизвестно). "Поучение" Птахотепа представляет собой собрание правил хорошего тона и поведения в высшем обществе, знание к-рых необходимо для успешного продвижения по ступеням иерархич.
лестницы егип. бюрократии. В нем имеются предписания и нравственного порядка, напр. предостережение от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д.
В последующие эпохи наряду с "поучениями" фараонов своим наследникам (таковы "поучение" неизвестного фараона X династии, вероятно Ахтоя II, своему сыну Мерикарэ, и "поучение" фараона Аменемхета I своему сыну), в к-рых содержатся весьма интересные предписания политич.характера. Существует множество других, авторами к-рых были лица, занимавшие различное обществ. положение. Особенно популярны были "поучения", адресованные ученикам писцов, в к-рых всячески подчеркивается привилегиров. положение писца в обществе, огромные преимущества этой профессии перед всеми другими. Назначение этих "поучений" откровенно утилитарно.
Первое из таких "поучений" относится ко времени Среднего царства и известно в науке как "Поучение Ахтоя I, сына Дуау, своему сыну Пепи (Пиопи)".Особое место занимают "поучения" Ани (сохранилось в каирском папирусе XXI династии) и Аменемопе (относится к периоду XXI-XXII династий или даже позже). Утилитарная струя в них слабее, чем в других "поучениях". Большое внимание уделяется нравственному облику человека.Лит.: Тураев Б. A., Египетская литература, М., 1920; Коростовцев M. A., Писцы Древнего Египта, M., 1962.М. А. Коростовцев. Москва. .