Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - рашидаддин

Рашидаддин

Фазлаллах ибн Абу-ль-Хайр Хамадани, по прозванию "ат-Табиб" ("врач") (1247 18.VII.1318), иран. историк и гос. деятель. Свою деятельность начал при Абага-хане (1265-82). Обнаружил выдающиеся познания в медицине и незаурядные способности гос. деятеля. В 1298-1317 Р. везир монг. ильханов Газан-хана и Ульджайту-хана. Фактически стоял во главе гос-ва. Был инициатором и проводником реформ Газан-хана. Боролся с центробежными тенденциями и своеволием монголо-тюркской кочевой знати; его налог. политика (строгая фиксация феод. ренты-налога) имела целью возродить экономику страны, разрушенную прежними монг. правителями. Во время своего везирата Р. стал крупным землевладельцем. В результате происков феод. клики, ложно обвинившей его в отравлении Ульджайту-хана, Р. был казнен.

Р. ученый-энциклопедист; он медик, ботаник, автор энциклопедии по естествознанию, агрои строительной технике ("Китаб-уль-ахйа ва-ль-асар") и 4 трактатов по мусульм.

(суннитской) теологии. Из трудов Р. особую ценность представляет "Джами ат-та-варих" ("Сборник летописей", на перс. яз.) в 2 частях (3-я не дошла до нас), завершенный в 1310/11. 1-я часть этого труда "Тарихе Газани" ("Газанова история") основной источник по политич. и социально-экономич. истории 13 нач. 14 вв.; содержит важные документы ярлыки (указы) Газан-хана. В ней излагается история монголов, Чингисхана и созданных монголами гос-в, в частности Хулагуидов государства в Иране до 1304. Р. стоит на офиц. промонг. точке зрения, но проявляет ее умеренно, защищая гл. обр. реформы Газан-хана (т. е. свою внутр. политику) и проводя идею: предки Газана разрушали, а он восстанавливал и строил. 2-я часть "Джами ат-таварих" содержит историю мусульм. гос-в до монг. завоевания, историю древних иудеев, "франков" (народов Зап. Европы), рим. императоров и пап, Индии, Китая, а также сведения о народах Вост. Европы. Эта часть создана при участии мн. ученых: персов, монголов, китайцев, индийцев, и, по-видимому, франц.

монаха. Осн. идеи труда Р., новые и прогрессивные для своего времени: "всеобщая история" должна включать историю всех (известных тогда) народов, а не только мусульман, как это было принято у араб. и перс. мусульм. историков; историю всех народов следует писать на основе их первоисточников и ист. традиции, объективно, без к.-л. религ.

и политич. пристрастий. Ценный источник для социально-экономич. истории Ирана переписка Р. (53 письма) со своими сыновьями наместниками областей, с разными чиновными и духовными лицами ("Кетабе Мокатебате Рашиди", Лахор, 1364 (1945)).

Публ.: Histoire de Mongols de la Perse..., publ. par M. Quatremére, t. 1, P., 1836 (перс. текст, франц. пер., терминологич. комментарий); Djami el-tévarikh, éd. par E. Blochet, t. 2, Leiden-Brill L., 1911 ("GMS", v. 18); Geschichte Gazan-Han's..., hrsg. von К. Jahn, L., 1940 ("GMS, New Series", v. 14); Geschichte der Khane Abaga bis Gaihatu (1265-1295), hrsg. von K. Jahn, Prag, 1941, (2 Aufl.), 's-Gr., 1957; Джами ат-таварих (Сборник летописей, изд. А. Атеш, т. 2, ч. 4), Анкара, 1957; Jami al-tavarikh by Rashid ad-din..., ed. by M. T. Danesh-Pajuh and M. Modarresy, Tehran, 1960 (раздел: "История исмаилитов"); Jahn К., Rashid al-Din's history of India, The Hague, 1965; в рус. пер.: Сборник летописей. История монголов, пер. с перс. и прим. И. Н. Березина, Тр. ВОРАО, ч. 5, СПБ, 1858; ч. 7, СПБ, 1861; ч. 15, СПБ, 1888; Джами ат-та-варих, т. 3, Баку, 1957; Сборник летописей, т. 1, кн. 1-2, М.-Л., 1952 (рус. пер. А. А. Хетагурова и О. М. Смирновой); т. 2, М.-Л., 1960 (рус. пер. Ю. П. Верховского); т. 3, М.-Л., 1946 (рус. пер. А. К. Арендса); Джами ат-таварих, т. 1, ч. 1, критич. текст А. А. Ромаскевича, A. A. Хетагурова, А. А. Али-Заде, М., 1965.

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 92-96; его же, Е. Blochet. Introduction а l'histoire des Mongols, "Мир ислама", 1912, т. 1, No 1, с. 56-107 (рец.); Петрушевский И.

П., К вопросу о подлинности переписки Рашид-ад-дина, "ВЛГУ", 1948, No 9; его же, Феод. хоз-во Рашид ад-дина, "ВИ", 1951, No 4; Browne E. G., A literary history of Persia, v. 3, Camb., 1956, p. 68-87; Spuler В., Quellenkritik zur Mongolengeschichte Irans, "Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft", 1938, Bd 92 (17), S. 219-43; Boyle J. A., Juvayni and Raschid ad-din as sources on the history of the Mongols, в кн.: Historians of the Middle East, L., 1962, p. 133-37.

И. П. Петрушевский.

Ленинград. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рашидаддин
Значение слова рашидаддин
Что означает рашидаддин
Толкование слова рашидаддин
Определение термина рашидаддин
rashidaddin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):