Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - рисаль

Рисаль

(Rizal), Xoce (19.VI.1861 30.XII.1896) филиппинский нац. герой и просветитель, писатель и ученый. Сын богатого землевладельца из метисов. Окончил иезуитскую коллегию и ун-т в Маниле, в 1882 мед. и филос. ф-ты в Мадриде, затем изучал антропологию под рук. Р. Вирхова в Германии. Р. был человеком исключительно многосторонних дарований. Он приобрел известность как умелый хирург, внес вклад в развитие зоологии, этнографии, лингвистики, истории; Р. владел мн. языками, был одаренным скульптором, живописцем, поэтом и романистом. Художеств. произв. Р. (писал по-испански) положили начало филиппинской лит-ре. Взгляды Р. сложились под влиянием идеалистич. философии, но, оставаясь верующим деистом, он порвал с офиц. религией, стал ярым антиклерикалом (к этому его побудило то, что католич. духовенство играло ведущую роль в угнетении филиппинского народа). В науч. трудах Р. выступает как гуманист и рационалист, борец против расизма и обскурантизма. Р. долго верил в возможность избавить свой народ от нищеты и бесправия, не порывая с Испанией, путем одного лишь просвещения и демократич. реформ при поддержке исп. либералов. Постепенно он утратил эти иллюзии, видя надвигающийся взрыв освободит. революции, но всё же хотел избежать насилия и кровопролития. Это неразрешимое противоречие пронизывает деятельность и творчество Р. В романах "Не прикасайся ко мне" (В., 1887, рус. пер., М., 1963); "Флибустьеры" (Gent, 1891; рус. пер., Л., 1937; М., 1965) Р. обличает угнетателей филиппинского народа чиновников и монахов, клеймит угодничество местных богачей перед колонизаторами, предсказывает неизбежность вооруж. патриотич. восстания, но выражает сомнение в его успехе. Романы Р., распространявшиеся на Филиппинах нелегально, сыграли огромную роль в пробуждении нац. самосознания среди интеллигенции и мелкой буржуазии. Большой отклик имели также антиколониальные и антиклерикальные памфлеты Р."Филиппины через 100 лет", "О праздности филиппинцев", "О "Тагальском театре" Баррантеса", "Видение брата Родригеса" и др. Обращаясь к изучению истории своей родины, Р. издал в 1890 одно из самых ранних и объективных описаний Филиппин сочинение Морга (1605), сопроводив его глубокими комментариями, в к-рых разоблачил выдумки колонизаторов, отрицавших какое-либо самостоят. развитие филиппинцев до "христианизации". Но при этом Р. несколько преувеличивал уровень материальной культуры Филиппин 15-16 вв. и идеализировал обществ. отношения того времени, не замечая клас. противоречий. Р. был убежден в поступат. развитии природы и общества. Особенности истории разных народов он искал прежде всего в географич. факторах, а залог прогресса видел в совершенствовании моральных качеств людей путем просвещения. Свободу Р. считал неотъемлемым естеств. правом человека.

После 10-летнего пребывания в Европе, где Р. был одним из лидеров филиппинской эмиграции, он в 1892 возвратился на родину и создал первую политич. орг-цию Филиппинскую лигу для борьбы за демократич. реформы. Сосланный вскоре на о. Минданао, Р. потерял связь с единомышленниками. В 1896 он отклонил предложения Катипунана возглавить готовившееся вооруж. восстание. Тем не менее, когда восстание началось, исп. власти казнили Р.

Имя Р., как героя и мученика, окружено на Филиппинах всенар. почитанием, но вокруг его идей не прекращается обществ. борьба. Клерикалы пытаются запретить изучение романов Р. в школе, а вместе с тем сочиняют легенды о предсмертном "примирении" Р. с церковью. Реакц. историки испанские (В. Ретана), американские (Д. Вустер), филиппинские (Е. Алип) расхваливают реформистские иллюзии Р., противопоставляя его "бунтарю" Бонифасио. Историки демократич. направления (Т. Агонсильо и его школа) подчеркивают гуманизм и патриотизм Р. За последние годы в широких кругах патриотич. интеллигенции растет интерес к наследию Р. Объективный науч. анализ мировоззрения и деятельности Р. впервые дал сов. историк А. А. Губер.

Соч. (кроме указ. в статье): Epistolario Rizalino, t. 1-5, Manila, 1936; в рус. пер. Избранное, М., 1961.

Лит.: Губер А. и Рыковская О., Хосе Рисаль, М., 1937; Губер A., Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм, 2 изд., М., 1961; Craig A., Lineage. Life and labors of J. Rizal, Manila, 1913; Palma R., The pride of the Malay race, N. Y., 1949; Quirino С., The great Malayan, Manila, (1958); Retana W., Vida y escritos del Dr. J. Rizal, Manila, 1958; Zaide G., J. Rizal. Life, works and writings, Manila, (1957).

Г. И. Левинсон. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рисаль
Значение слова рисаль
Что означает рисаль
Толкование слова рисаль
Определение термина рисаль
risal это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):