Советская историческая энциклопедия - серваж
Связанные словари
Серваж
(франц. servage, от лат. servus раб) вид феод. зависимости крестьянства в ср.-век. Зап. Европе. Понятие С. было разработано на материале истории Франции. Трактовка С. во франц. историографии пережила неск. осн. этапов. Историки сер. 19 в. (Дарест де ла Шаванн, Дониоль, Лемари) видели в С. периода Каролингов форму, близкую к позднеантич. колонату, а в сервах 10-12 вв. прямых потомков каролингских сервов; С. рассматривался при этом как преобладающая форма крестьян. зависимости в 10-13 вв., а прикрепление к земле как обязательный атрибут С. В трудах этих историков С. фактически уподоблялся крепостному состоянию, характерному для ряда стран Вост. Европы 17-19 вв. На рубеже 19-20 вв. А. Се внес в эту концепцию частичные поправки: вскрыл значит. роль в складывании С. не только позднеантич. ин-тов, но и процесса имущественного разорения мелких свободных собственников; он подробно описал специфич. повинности сервов, показал различия в развитии С. в разных р-нах Франции. Новый этап в разработке истории франц. С. связан с трудами М. Блока. Согласно его взглядам, С. прошел неск. стадий в своем развитии. В каролингской Галлии 8-9 вв. сервы были малочисленны; они слабо отличались по своему положению от франкских рабов; большая их часть владела зем. наделами, остальные были безземельными дворовыми. С. как характерный ин-т феод. Франции возникает, по мнению Блока, лишь в 10-11 вв. Сервы этого времени представляли собой новую социальную категорию, сложившуюся в результате слияния рабов, потомков вольноотпущенников, литов, обедневших колонов и разорившихся свободных аллодистов. Как полагал Блок, сервы стали в это время осн. категорией крестьянства во франц. деревне, а их гл. отличит. чертой была наследственная связь с господином, к-рая выражалась в уплате ему поголовной подати (шеваж), запрете без его разрешения вступать в брак с сервами других вотчинников (формарьяж) и передавать свое имущество наследникам (менморт, см. Мертвой руки право); кроме того, сервы могли судиться только у своего сеньора. С точки зрения Блока, личная связь сервов с сеньорами не предполагала прикрепления к земле: при условии продолжения уплаты личных повинностей своему господину сервы могли переходить (и фактически переходили) на земли других вотчинников, ибо запрет перехода при слабости центр. власти и обширности фонда свободных земель вообще был не реален. Рубежом 12-13 вв. Блок датирует начало новой стадии в развитии С. Ее отличия: причисление к сервам определяется гл. обр. социальным статусом зем. держаний; любой держатель сервильной земли пока он ею владеет рассматривается как серв, обязанный формарьяжем и менмортом (или платежами вместо них), а также не фиксированными по объему "помочами" (произвольная талья); по своей правоспособности сервы во многом сближаются с остальным крестьянством; фактич. прикрепление сервов к земле усиливается благодаря исчерпанию фонда свободных земель и участившимся межсеньориальным соглашениям о неприеме чужих сервов, но юридически уход с держания запрещен не был. В 13-14 вв., по мнению Блока, происходит личное освобождение сервов и значит. часть их выкупает свои сервильные повинности.Концепция франц. С., разработанная Блоком, получила широкое признание. Тем не менее в послевоен. период ряд ее положений подвергся пересмотру. Сначала Л. Верье, а затем Ш. Перрен, Р. Бутрюш, Г. Фуркен и др. пришли к выводу, что повинности, к-рые Блок считал критериями С. (шеваж, формарьяж, менморт), взимались (по крайней мере до сер. 13 в.) не только с сервов, но и со всех крестьян. Представление Блока об абсолютном преобладании сервов среди крестьян 10-13 вв. (основывавшееся на его понимании критериев С.) было отвергнуто. По мнению Перрена и др., С. был не всеобщим состоянием франц. крестьянства, и не единственной формой его личной зависимости от сеньоров, но лишь одной из таких форм, характеризовавшейся макс. социальной приниженностью крестьянина. Соответственно, сервы 10-11 вв. в большей мере, чем это казалось Блоку, были генетически связаны с каролингскими сервами. Слияние сервов с др. юридич. категориями крестьянства в 10-11 вв. было лишь частичным; наиболее широко оно развернулось в 13-14 вв., приводя либо к полному растворению сервов среди остальных крестьян (гл. обр. на З. Франции), либо к превращению С. (в форме, свойственной его поздней стадии) в нормальное состояние значит. части крестьянства (гл. обр. на В. Франции). В первую очередь С. охватывал здесь, по мнению Ж. Дюби, малоимущих крестьян, вынужденных приобретать сервильные держания из-за отсутствия иных источников средств к жизни. Остатки С., сохранившиеся до 18 в., охватывали именно эту беднейшую часть крестьянства (ко времени Великой франц. революции сервы и менмортабли продолжали существовать лишь в нек-рых Вост. провинциях, составляя не более 10% крестьянства).В сов. историографии (учитывающей как выводы Блока, так и их критику в новейшей лит-ре) С. рассматривается как одна из наиболее суровых форм феод. зависимости. Личная несвобода крестьян, предполагавшаяся С., не представляла собой чего-либо исключительного: она была характерна в той или иной мере для всех прослоек феод. крестьянства (в т. ч. и для крестьян, получивших освобождение). Но С., характеризовавшийся личной связью серва с его сеньором, означал наибольшую в условиях ср.-век. Франции степень ограничения личных и гражд. прав крестьян (возникавшую, в частности, там, где в руках одного сеньора одновременно были личные, поземельные и суд. права над крестьянами). В этом состоит типологич. сходство С. с рус. крепостничеством. Однако отождествление этих двух явлений, проводящееся нередко в спец. и учебной лит-ре, неправомерно (так, франц. сервы не были юридически прикреплены к земле; их отделение от принадлежавших им держаний встречалось очень редко). Сов. медиевисты констатируют тесную связь С. 8-9 вв. с барщинным хозяйством и отмечают важность для исчезновения лично-наследств. С. и для освобождения сервов перехода к оброчной системе, а также клас. борьбы крестьянства.Понятие С. используется в совр. историографии и в применении к истории Германии, Италии, Испании, Англии. Для каждой из этих стран под С. подразумеваются не вполне тождественные формы феод. зависимости. В Германии 9-10 вв. С. был подобен галльскому С. периода Каролингов (причем доля сервов в нем. крестьянстве этого времени была выше, чем на терр. Галлии). Характерные для этого периода категории сервов (держатели земли и безземельные дворовые) сохраняются и в 11-12 вв. В 13 в. в Германии существовало 2 вида С.: 1) поземельный С. (Hörigkeit), предполагавший сочетание у крестьян поземельных обязанностей за пользование держаниями с личными платежами (включавшими, в частности, поголовную подать, менморт и формарьяж); 2) личный С. (Leibeigenschaft), предполагавший, что крестьянин имеет перед своим сеньором лично-наследств. обязанности (в т. ч. три названные выше), не будучи держателем его земли. В 13-14 вв. наметилась тенденция к уничтожению лично-наследств. обязанностей крестьян и к стиранию юридич. различий в их среде. Однако значит. власть сеньоров над личностью крестьян была уничтожена далеко не везде, что облегчило развертывание феод. реакции в 15 нач. 16 вв. В Сев. и Средней Италии 6-7 вв. сервы еще мало отличались по своему положению от позднеантич. рабов. В 8-10 вв. осн. категорией среди сервов стали держатели зем. наделов. Они составляли значит. долю крестьянства и были ограничены во владельч. и личных правах. В 11-13 вв. число сервов-держателей сократилось за счет перехода части из них на положение колонов, но сохранившиеся сервы оставались лишенными не только гражданских, но и большинства владельческих прав, отличаясь в этом отношении от сервов др. стран Зап. Европы данного периода; известная часть итал. сервов продолжала находиться на положении дворовых работников и домашних слуг. В 13-14 вв. развернулось освобождение сервов, в к-ром особую роль сыграли города; в результате освобождения большинство сервов добилось улучшения своего правового статуса.В Испании С. возник уже при вестготах в 5-7 вв. в обоих характерных для раннего С. формах. В период арабского господства часть сервов, принявших ислам, получила свободу, зависимость других была неск. смягчена. В ходе реконкисты и последовавшей колонизации С. исчез на большей части страны, за исключением Арагона и Каталонии (см. "Дурные обычаи", ременсы). О С. в Англии см. Вилланство.Лит.: Dareste de la Chavanne C., Histoire des classes agricoles en France..., P., 1854; Leymarie A., Histoire des paysans en France, pt. 1-2, P.,1856; Doniol H., Histoire des classes rurales en France et de leurs progrès, P., 1857; Sée H., Les classes rurales et le régime domanial en France, P., 1901; Блок M., Характерные черты франц. агр. истории, пер. с франц., М., 1957; Bloch M., Le servage. Recueil de la Société Jean Bodin, Brux., 1937; его же, Le servage dans la société européenne, в его кн.: Mélanges historiques, t. 1, P., 1963; Verriest L., Institutions médiévales, Mons, 1946; Boutruche R., La seigneurie rurale en Occident..., в кн.: IX Congrès international des Sciences historiques, t. 1, P., 1950; Rerrin Ch.-E., Le servage en France et en Allemagne..., в кн.: Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 3, Firenze, 1955; Duby G., L'économie rurale et la vie des campagnes dans l'Occident médiéval, v. 1-2, P., 1962; Fourquin G., Les campagnes de la région parisienne..., P., 1964.Перечень работ сов. историков см. при ст. Крестьянство.Ю. Л. Бессмертный. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое серваж
Значение слова серваж
Что означает серваж
Толкование слова серваж
Определение термина серваж
servazh это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):