Советская историческая энциклопедия - схоластика
Связанные словари
Схоластика
1121) и др.; к числу номиналистов Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Иоанн Солсберийский. Во 2-й пол. 12 в. С., пользуясь методом диалектики, рассматривавшейся как одно из т. н. семи свободных искусств, открыла нек-рые возможности для развития логики и естествознания. Стремясь, однако, не допустить развития этих тенденций в ущерб церкви и христианскому богословию, С.
в 13 в. подвергла обработке в христ.-католич. духе Аристотеля (переводы трудов к-рого на лат. яз. стали появляться со 2-й пол. 12 в.). Эта обработка Аристотеля связана с именами Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и их учеников и последователей (Вильем из Мёрбеке (ум. 1286), Петр Испанский (ок.1224-77)). Подвергая идеи Аристотеля "христианизации", они из учения его "...сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326 (т. 38, с. 366)). С помощью понятий филос. учения Аристотеля это направление С. в своем истолковании христианского вероучения пыталось согласовать веру с разумом, откровение со знанием, Библию с науч.
данными. Несколько иначе более умозрительно и с пренебрежением к чувственному опыту эту задачу решали "августинисты", опиравшиеся на произведения Августина, а через него на платоновскую традицию. Наиболее значительные из них: Александр из Гэльса (1170 или 1180-1245), Джованни Фиданца Бонавентура (1221-74) и др.Борьба аристотеликов и августинистов к нач. 14 в. трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского ("томистов", концентрировавшихся гл. образом в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса Скота ("скотистов", связанных преим. с францисканским орденом). В этот период ортодоксальная С. завоевывает монопольные позиции в большинстве ун-тов Зап.
Европы, откуда, пользуясь поддержкой гос. власти и церкви, ее представители вытеснили своих противников, тех, кто искал путей к рационалистич. и опытному знанию (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.). Схоластики-номиналисты 14 в. (Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура, Николай Орем и др.) отошли от теологич. проблематики, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере и обратились к естеств.-науч. исследованиям. Но это направление не получило в это время достаточного развития, а ортодоксальная С. все больше укреплялась на позициях Фомы Аквинского. К эпохе Возрождения С. постепенно утрачивает нек-рые прогрессивные черты, к-рые были ей свойственны в раннем периоде, становится тормозом умств.
развития, насаждая и поддерживая оторванные от жизни, чисто формальные положения, санкционированные церковью. С развитием гор. культуры, зарождением буржуазии и падением авторитета церкви в ряде стран развернулась борьба против С. Против господства С. в умств. жизни выступили гуманисты, отвергая богословское содержание С, ее мертвящий формализм и схематизм, оторванность от жизни.В 16 в. с утверждением контрреформации томизм сделался философ. основой католицизма. Ср.-век. С. приспособлялась (гл. обр. усилиями иезуитов Суареса и др.) к новым условиям ("вторая С", неосхоластика); основу протестантской неосхоластики составило учение Ф. Меланхтона. Господствуя в большинстве европ. университетов, С. оставалась офиц.
философией ряда европ. феод. и полуфеод. стран до 17-18 вв. (до эпохи Просвещения). Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. принесли поражение С. Новой формой С. стал в 19 в. неотомизм.Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962; Маковельский А. О., История логики, М., 1967; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры по Франции, М., 1953; Рамм Б. Я., Гильом Коншский, в кн.: Франц. ежегодник, 1959, М., 1961; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957; Mohr H., Der Kampf gegen Kirche und Scholastik, в кн.: Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen (Festschrift für E. Winter), В., 1967, S. 45-58; Crewdson Thomas E., History of the schoolmen, L., 1941.Б. Я. Рамм. Ленинград. .