Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - тилак

Тилак

Балгангадхар (23.VI.1856 1.VIII.1920) руководитель индийского нац.-освободит. движения, ученый и мыслитель. Род. в Ратнагири (Махараштра) в семье учителя; маратх по национальности, индус по религии, брахман по касте. В 1879 окончил Деканский колледж в г. Пуне, получив звание бакалавра юридич. наук. Уже в те годы вместе с группой своих друзей Т. развернул большую политико-просветительную деятельность: в 1880 в Пуне они основали независимый от колониальных властей колледж с тем, чтобы воспитывать учащихся в нац.-патриотич. духе и облегчить получение образования малоимущим представителям средних слоев. В 1881 они начали выпускать две газеты "Махратта" на англ. яз. и "Кесари" на маратхском яз., ставшие в кон. 19 нач. 20 вв. популярными изданиями нац.-патриотич. направления. В 80-90-е гг. 19 в. формировались социально-политич. взгляды Т. как представителя демократич. направления в нац.-освободит. движении. Т. резко критиковал колониальный гнет империализма в Индии. Выступая за самостоятельное экономич. развитие Индии и защищая интересы растущей нац. буржуазии, Т. активно участвовал в движении свадеши. Выражая идеи мелкобурж. демократически настроенной интеллигенции, Т. одним из первых в инд. нац. движении выдвинул идею о необходимости не только улучшения социального и материального положения широких масс трудящихся, но и вовлечения их в освободит. борьбу, а для этого, считал он, необходимо уделять большое внимание политич. воспитанию и организации широких масс. Вместе с тем, желая противопоставить идеологии колонизаторов нац. формы самосознания, объединить участников освободит. движения вопреки углублявшимся внутри него клас. противоречиям, Т. стремился придать идеологии этого движения религ. характер. Он часто апеллировал к индуистским традициям и феод. пережиткам в сознании масс, что отражало противоречивость и определенную клас. ограниченность мировоззрения многих мелкобурж. демократов.

В 90-х гг. 19 нач. 20 вв. Т. принимал активное участие в деятельности Индийского национального конгресса, возглавил одно из крупнейших в Индии общественно-политич. об-в "Пуна сарваджаник сабха", участвовал в руководстве движением по неуплате крестьянами налогов, открыто призывал к политич. борьбе против колониальных властей. За антиимпериалистич. деятельность Т. дважды (в 1882 на 4 мес. в 1897 на 18 мес.) приговаривался к тюремному заключению (в 1898 под давлением инд. общественности Т. был освобожден досрочно). В период революц. подъема 1905-08 Т. стал признанным общенац. лидером мелкобурж. демократов крайних, или экстремистов, в Конгрессе. На сессиях Конгресса в 1905-06 Т. выступал с требованием развертывания массового движения в борьбе за "сварадж" независимость Индии. После раскола Конгресса в 1907 на умеренных и экстремистов Т. и его последователи пытались создать свою общеинд. Партию националистов, хотя Т. и оставался сторонником объединения в Конгрессе экстремистов и умеренных.

Изучая опыт революц. борьбы народов России, Англии, Ирландии и др. стран, Т. пропагандировал его в Индии. Т. и его сторонники под видом просветительских обществ развернули политич. и организац. работу в среде пролетариата Бомбея, подготавливая рабочих к осуществлению одного из "русских методов борьбы" всеобщей политич. забастовки. Т. выступал с критикой методов индивидуального террора, распространившегося в стране, как неэффективных. Т. тайно готовил кадры революционеров для руководства будущим восстанием народа против колониальных властей. Открыто призывал к "революции, т. е. коренному изменению власти" в стране, к созданию демократич. пр-ва из "представителей народа" и "под контролем народа". В 1908 вновь был арестован и приговорен к 6 годам каторги и штрафу. В знак протеста против приговора бомбейский пролетариат организовал всеобщую политич. забастовку, а население города хартал прекращение деловой деятельности (см. Бомбейская забастовка 1908).

Выйдя из тюрьмы в 1914, Т. принял активное участие в организации массового политич. движения гомруль (за достижение самоуправления в рамках Брит. империи), возглавил Лигу гомруля в Бомбее. В 1916 участвовал в сессии Нац. конгресса в Лакхнау, где произошло объединение крайних и умеренных на компромиссной платформе.

В 1917-20 в условиях нового революц. подъема Т. продолжал активную политич. и организац. деятельность по вовлечению масс в нац.-освободит. движение, выступал с критикой ограниченности реформы Монтегю Челмсфорда (см. "Монтегю-Челмсфорда реформа").

В "Кесари", к-рую редактировал Т., публиковались статьи, приветствовавшие Окт. социалистич. революцию в России, деятельность большевиков под рук. Ленина. Т. стал выступать с пропагандой необходимости борьбы пролетариата за политич. власть, с тем чтобы рабочие смогли стать "хозяевами страны". Т. умер в Бомбее. Похороны Т. вылились в многотысячную политич. демонстрацию населения Бомбея, в которой приняли участие М. К. Ганди и Дж. Неру.

Перу Т. принадлежит неск. науч. работ, посвященных анализу Вед и датировке исходного этапа инд. цивилизации.

Соч.: Tilak В. G., His writtings and speeches, 3 ed.. Madras, 1922.

Лит.: Нац.-освободит. движение в Индии и деятельность В. Г. Тилака, М., 1958: Новая история Индии, М., 1961: Райков А. В., К вопросу о революц. деятельности Тилака (1905-1909 гг.), "НАиА", 1965, No 2; Kelkar N. С., Life and times of Lokamanya Tilak, Madras, 1928; Bhat V. G., Lokamanva Tilak, Poona, 1956; Gopal R., Lokamanya Tilak, Bombay, (1965); Karmarkar D. P., Bal Gangadhar Tilak, Bombay, (1956); Shay T. L., The legacy of Lokamanya, (L.), 1956; Tahmankar D. V., Lokamanya Tilak, L., (1956); Parvate T. V., Bal Gangadhar Tilak, Ahmedabad, (1958).

А. И. Чичеров. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тилак
Значение слова тилак
Что означает тилак
Толкование слова тилак
Определение термина тилак
tilak это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):