Советская историческая энциклопедия - вавилоно-ассирийская культура
Связанные словари
Вавилоно-ассирийская культура
культура народов Двуречья Евфрата и Тигра (терр. совр. Ирака) шумеров и аккадцев (вавилонян и ассирийцев) в 4-1 тыс. до н. э. В -а. к. характеризуется относительно высоким уровнем развития производит. сил, науки, техники, лит-ры и иск-ва, с одной стороны, и преобладанием религ. идеологии с другой.Материальная культура. В 4-3-м тыс. до н. э. в Двуречье господствовали медные, а отчасти еще и кам. орудия; в 3-м тыс. до н. э. медь сменяется бронзой, а в нач. 1-го тыс. до н. э. железом. Почва юж. Двуречья позволяла вести мелиоративные и зем-ледельч. работы простейшими кам., деревянными и медными орудиями; применялись медная или бронз, мотыга (с сер. 3-го тыс.также плуг-сажалк.), глиняный серп с кремневыми зубцамивкладышами, позже металлич. серп; в ирригац. х-ве шадуф (оросительное ведро "журавль", с 3-го тыс. до н. э.только в садоводстве), черд (поперечное бревно, через к-рое тянется веревка с переворачивающимся ведром, со 2-го тыс. до н. э.), с 1-го тыс. также водоподъемное колесо. Из ремесл. произ-в важнейшими были гончарное, ткацкое, кузнечное и деревообделочное. Осн. типом жилища был прямоугольный дом из сырцового кирпича с глухими стенами и внутр. двором, послуживший основой также для типа дворца и храма. Города обносились кирпичной стеной; большую часть их площади занимали центр. храм и дворец. Воен. техника наибольшего развития достигла в Ассирии в 1-м тыс. до н. э. (сооружение укрепл. лагерей, понтонов, дорог, стенобитные, метательные и зажигат. орудия, панцири и другое защитное вооружение, конница).Письменность. Создателями древнейшей системы письменности в Двуречье были шумеры, у к-рых она была заимствована аккадцами (вавилонянами и ассирийцами). В сер. 4-го тыс. до н. э. засвидетельствовано рисуночное письмо (пиктография), где каждый рисунок выражал определ. явление и связывался с одним или несколькими словами с вполне определенным звучанием. Это позволило в дальнейшем перейти к передаче абстрактных понятий, собственных имен, а также служебных слов и грамматич. аффиксов по ребусному принципу, с помощью рисунков, первоначально созданных для выражения звучащих сходным образом отд. слов. К сер. 3-го тыс. до н. э. письменность была уже достаточно приспособлена для передачи связной речи. По своему назначению знаки шумерской письменности разделяются на: 1) идеограммы знаки для слов, употреблявшиеся для передачи именных и глагольных основ; 2) фонетич. слоговые знаки и 3) детерминативы, указывающие к какой категории понятий относится данное слово. Каждый знак-рисунок мог иметь по неск. идеографических, а многие одновременно также и слоговых значений. Материалом для письма служили глиняные плитки ("таблетки" или "таблички"), на к-рых знаки выдавливались углом прямоугольной палочки; в месте нажима каждая черта была шире и глубже, отсюда клинообразный характер начертаний знака ("клинопись"). В аккадском (вавилонском и ассир.) письме гораздо шире применялись фонетич. (слоговые) написания. В то же время любое шумерское слово, введенное в аккад. текст, могло читаться по-аккадски (т. н. гетерограммы).Лит.ратура. В 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. лит-ра Двуречья была устной, от сер. 3-го тыс. сохранились надписи правителей городов, б. ч. кратко описывающие их строит, и воен. подвиги и т. п. Запись лит. произв. началась в кон. 3-го нач. 2-го тыс. до н. э. (молитвы, заклинания, эпич. поэмы о богах, героич. эпос, басни, пословицы). Ведущее место в лит-ре Двуречья занимает эпическая поэзия. Она делится на неск. жанров: 1) мифологич. и этиологич. эпос поэмы о богах, о возникновении мира, городов, культурных изобретений (восходят к 3-му тыс. до н. э.); они близки по языку, стилю и содержанию к религ. гимнам и играли большую идеологич. роль в воспитании населения в духе повиновения господствовавшему классу (напр., аккад. космогонич. поэма сер. 2-го тыс. до н. э., называемая по ее первым словам "Когда вверху" Enuma elis); 2) героич. эпос. Известны шумерские героич. былины о героях г. Урука. Величайшим памятником героич. эпоса является аккад. поэма о Гильгамеше. Известны также поэмы о др.героях Этане, Адапе и др.; 3) ист.-героич. (дружинный) эпос поэмы о подвигах ист. деятелей, главным образом царей. Сюда относится шумерская былина о "Гильгамеше и Акке" и аккад. песни о царях Саргоне и Нарамсине (3-е тыс. до н. э.); 4) жреческий ист.-дидактич. эпос, в нем цари враждебных городов выставлялись в роли нарушителей божеств, постановлений. Близки к нему плачи о разрушении городов. К собственно дидактич. поэзии относится "Песнь о невинном страдальце" (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), проповедующая неисповедимость путей божества и примыкающая к покаянным псалмам, и ряд аналогичных произв., прослеживаемых вплоть до 1-го тыс. до н. э., а также нраво-учит. диалоги (например, скептическая, утверждающая бессмысленность и бесцельность жизни "Беседа господина с рабом", стихотворные беседы лошади с волом, тамариска с финиковой пальмой, серебра с бронзой и др.), нередко отражающие нар. воззрения, поучения для школьников, сборники афоризмов. Датировка возникновения мн. памятников нравоучит. литературы неясна, но нек-рые из них, так же как сборники пословиц и басен, восходят еще к 3-му тыс. до н. э. Особое место занимает поэма о посрамлении богача ниппурским бедняком (сер. 2-го тыс. до н. э.). Наиболее обширной группой памятников являются произв. культовой поэзии гимны и различного типа молитвы к богам, покаянные псалмы, заклинания и т. п. Существовала также любовная и свадебная лирика. Своеобразный лит. жанр представляют надписи ассир. царей 1-го тыс. до н. э., изложенные ритмич. прозой. Обычно в высокопарной, но иногда живой и образной форме они повествуют о воинских подвигах этих царей и их войска.Произв. вавилоно-ассир. лит-ры б. ч. безымянны. С сер. 2-го тыс. до н. э. они были сведены в канон, изучавшийся в писцовых школах. Вся лит-ра составлена в стихотворной или ритмич. форме. Вавилонская поэзия пользовалась тонич. стихосложением со счетом только ударных слогов; аллитерация и рифма применялись лишь спорадически; большую роль играл синтаксич. параллелизм и др. приемы синтаксич. ритмизации.Искусство. Вавилоно-ассир. иск-во восприняло художеств, традиции шумеров. В первобытнообщинный период ведущей областью иск-ва было художеств, ремесло (расписная керамика и т. п.), а его характерной чертой орнаментальность и геометризм. С образованием к кон. 4-го тыс. до н. э. укрепл. земле-дельч. поселений и храмовых хозяйств ведущая роль переходит к архитектуре; развивается мелкая пластика, резьба по камню (печати), рельефные изображения воен. сцен (напр., Стела коршунов, 25 в. до н. э.). Для архитектуры характерны глухие, иногда вертикально расчлененные выступами.и нишами стены, внутр. дворы, плоские крыши. Важнейшее место в архитектуре занимали дворцы и особенно храмы, сохранявшие общий характер ассиро-вавилонского дома. При гл. гор. храмах имелись башни зиккураты из поставленных друг на друга уменьшающихся усеченных пирамид или параллелепипедов, нередко разного цвета.В круглой скульптуре и рельефе кон. 4-го тыс. до н. э. характерно стремление к правильной передаче пропорций человеч. тела, движения; сюжеты изображений сцены из мифов, боевые сцены, культовые процессии. С возникновением рабовладельческого общества и господства жречества в городах-государствах в начале 3-го тыс. до н. э. основными чертами иск-ва становятся геральдич. композиции, орнаментализация изображений, создание отвлеч., нереалистичного образа человека. Эта традиция была на 2-3 столетия нарушена в период ломки традиц. обществ. форм города-гос-ва и создания единого гос-ва Шумера и Аккада (династия Аккада, 24-22 вв. до н. э.). В это время параллельпо созданию героич. эпоса в лит-ре идут поиски героич., но в то же время реального образа человека в изобразит, иск-ве (напр., стела Нарамсина, 23 в. до н. э.), возникают попытки создания скульптурного портрета. При III династии Ура (кон. 22-21 вв. до н. э.) художеств. мастерские, включенные в бюрократия, царско-храмовое х-во, создавали гл. обр. однообразные сцены поклонения божествам; в течение 2-го тыс. до н. э. работа их становится все более ремесленной и грубой.Традиции шумерского и вавилонского иск-ва восприняла Ассирия. Ассир. архитектура представляет собой дальнейшее развитие вавилонской, но с нек-рыми новыми элементами, в т. ч. хеттско-хурритского происхождения: особый тип портика на столбах, вытянутого вдоль фасада здания и зажатого между фланкирующими башнями "бит-хилани", облицовка стен. кам. плитами-ортостатами с низким раскрашенным рельефом; тематикой рельефов являются боевые и культовые сцены, прославляющие мощь царя Ассирии и его войска. До 9 в. до н. э. включительно характерны статичные фигуры, отличающиеся подчеркнутой мускулатурой, лица передают один и тот же обобщенный тип могучей красоты. Начиная с 8 в. до н. э. художники делают фигуры более динамичными, вводят элементы пейзажа, жанровых сцен. Вершиной ассир. иск-ва являются охотничьи рельефы из дворца Ашшурба-нипала в Ниневии (7 в. до н. э.). После падения Ассирии в конце 7 века до н. э. новый подъем испытывает искусство Вавилонии (Ново-Вавилонский, или халдейский, период). Ввиду безраздель ного господства жреческой знати тематика боевых сцен и прославления царя была исключена; теперь характерны рельефы из глазурованного кирпича, представляющие ритмич. ряды священных животных и т. п. В архитектуре этого времени был создан великолепный ансамбль г. Вавилона с длинными прямыми мощеными улицами, соединявшими между собой монументальные башнеобразные ворота города, и с центром в виде храма Мардука Эсагилы и "Вавилонской башни" многоцветного 90-метрового зиккурата Этеменанки.Наука. Вавилоно-ассир. наука находилась в осн. на стадии первичного собирания фактов. Наибольшего развития достигла математика (шестидесятиричная позиционная система счета, нек-рые планиметрич. и стереометрич. задачи, квадратные уравнения). Наблюдат. астрономия и начатки вычислит. астрономии (предвычисление затмений, гелиакических восходов светил) получили особое развитие в 1-м тыс. до н. э.; вавилонская математика и астрономия оказали заметное влияние на греч. и через нее на зап. науку (напр., деление круга на 360В°, часа на 60 минут и т. п.). Ряд вавилонских астрономов, напр. Кидинну (Киден, 3 в. до н. э.), был хорошо известен грекам.Потребность в обучении шумер. письменности и шумер. яз. (ставшему к сер. 2-го тыс. мертвым, но продолжавшему сохраняться в качестве языка религии и науки) вызвала к жизни списки знаков, позже превратившиеся в шумеро-аккад. словари; имелись также двуязычные таблицы грамматич. парадигм (таблиц форм склонения и спряжения слов) и т. п. Подобным же образом изучались и др. языки. Зачатком ист. науки явились списки царей и отд. наиболее примечат. событий, по к-рым велась датировка, а также обычай закладывать в фундамент зданий для будущих поколений царские надписи с описанием деяний царей. С середины 8 в. до н. э. в Вавилонии велась регулярная летопись, составлялись геогр. справочники, планы местности и была даже сделана попытка начертить карту мира с г. Вавилоном в центре. Списки химич., фар-мацевтич., ботанич., ми-нералогич. и др. терминов и рецептов указывают на накопление знаний также и в этих областях. Довольно рано возникла дифференциация мед. знаний. Хирургические операции включали вскрытие нарывов, лечение переломов костей, ампутации, операции на черепе, удаление бельма глаза. Однако естеств. науки и медицина, особенно терапия, были еще тесно связаны с религ.-магич. обрядностью и заклинаниями, а врачи, напр., считались жрецами-колдунами. Широко были развиты различные магич. лженауки гадание по небесным и др. природным явлениям, по внутренностям животных, по снам и т. д., различные заговоры и заклинания на все случаи жизни.Лит.: Лурье И., Ляпунова К. (и др.), Очерки по истории техники Др. Востока, M.-Л., 1940 (библ.), Дьяконов И. M., Народы древней Передней Азии, в кн. Передне-азиат. этнографический сборник, (в. 1), М., 1958, Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л.-M., 1958; Meissner B., Babylonien und Assyrien, Bd 1-2, Hdlb., 1920-25; Kramer S. N., L'histoire commence а Sumer, 2 éd., (Grenoble, 1957).И. M. Дьяконов. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вавилоно-ассирийская культура
Значение слова вавилоно-ассирийская культура
Что означает вавилоно-ассирийская культура
Толкование слова вавилоно-ассирийская культура
Определение термина вавилоно-ассирийская культура
vavilonoassiriyskaya kultura это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):