Советская историческая энциклопедия - якобинцы
Связанные словари
Якобинцы
в период Французской буржуазной революции конца 18 века члены Якобинского клуба, остававшиеся в его составе после выхода из этого клуба в окт. 1792 жирондистов (с этого времени стал широко употребляться термин "Я."); реально же размежевание Я. и жирондистов внутри клуба уже определилось с момента свержения монархии 10 авг. 1792. Я., вождями к-рых были М.
Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст, представляли собой фактически политич. партию; выражали интересы революц. демократич. буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейскими массами. Их программой являлись защита завоеваний революции и ее дальнейшее развитие. Последователи идей Ж. Ж. Руссо, Я. были решительными сторонниками полного политич. равенства. Многим из них (Робеспьеру, Сен-Жюсту и их сторонникам, возглавлявшим революц. пр-во, П. Г. Шометту и др.) были свойственны стремления к республике без контрастов нищеты и богатства.Это наложило печать на социально-экономич. политику Я., помогло им пойти навстречу социальным требованиям нар. низов (агр. законы 3 и 10 июня 1793, система максимума, издание вантозских декретов), когда в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793 они пришли к власти и установили режим революц.-демократич. диктатуры (см. Якобинская диктатура).
Однако в целом политическим вопросам Я. уделяли значительно больше внимания, чем экономическим; кроме того, эгалитаристские устремления разделяли не все Я. Социальной политике Я. была свойственна внутр. противоречивость, непоследовательность (распространение максимума не только на предметы потребления, но и на заработную плату, преследование стачек, репрессии против "бешеных" и др.). В конечном счете Я. смелые, радикальные, но буржуазные революционеры, не могли надолго объединить вокруг себя нар. массы. С другой стороны, применявшиеся Я. "плебейские методы" борьбы против врагов революции вызывали сопротивление гор. и сел. буржуазии, возраставшее по мере осуществления революцией ее бурж. целей и ослабления угрозы реставрации старых порядков. Все это обусловило борьбу течений в среде Я., к-рая усилилась с осени 1793, особенно обострившись в первые месяцы 1794. Дантон и его сторонники (К. Демулен, Ф. Ф. Фабр д'Эглантин, Л. Лежандр и др.) стали требовать политики "умеренности", "снисходительности", т. е. ослабления режима революц. диктатуры. Эта "правая" группировка Я. (позднее получившая в историч. лит-ре назв. дантонистов) выражала интересы выросшей за годы революции новой буржуазии. Ей противостояли "крайние" (левые) Я. (П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер, А. Ф. Моморо и др.), наиболее тесно связанные с нар. низами, уделявшие значит. внимание социальным вопросам, после разгрома "бешеных" воспринявшие многие из их требований. Влияние "крайних" Я. было особенно велико в Парижской коммуне, их поддерживали многочисл.деятели парижских секций. Однако ни идейно, ни организационно они не были четко оформлены (этим объясняется отсутствие в историч. литературе единого толкования термина "левые Я."). В марте 1794 часть "крайних" Я. (Эбер и его единомышленники, впоследствии назв. историч. лит-рой эбертистами) пошла даже на открытое выступление против революц.
пр-ва, призывая к восстанию. Осн. костяк Я. находился под руководством Робеспьера; Я.-робеспьеристы в борьбе с оппозиционными группировками прибегли в марте-апр. 1794 к казни виднейших вождей "снисходительных" (дантонистов) и "крайних" Я. Однако это не могло предотвратить дальнейшее ослабление и раскол якобинского блока и нарастание кризиса якобинской диктатуры.Расправа с "крайними" Я, и снижение активности секций и "нар. обществ" подорвали опору якобинской власти в народе. В то же время усилилось стремление гор. и сел. буржуазии покончить с режимом революц. диктатуры. Контрреволюц. термидорианский переворот (27/28 июля 1794) положил конец власти Я. 28 июля были гильотинированы Робеспьер, Сен-Жюст, Ж.
О. Кутон и ближайшие их сподвижники, в последующие дни было казнено множество др. Я. "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, писал В. И. Ленин, состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 216 (т. 24, с. 494)).В широком смысле слово "якобинец" вошло поэтому в историю как обозначение стойкого, решительного, последовательного революционера-демократа.А. В. Адо. Москва. .