Советская историческая энциклопедия - якобинская диктатура
Связанные словари
Якобинская диктатура
революционно-демократич. диктатура, являвшаяся высшим этапом Французской буржуазной революции конца 18 века. Была установлена в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в историч. лит-ре назв.). Опиралась на революц. блок гор. мелкой и ср. буржуазии, большинства крестьянства и плебейских масс. Я. д. установилась в тяжелых условиях, когда развязанные внутр. врагами мятежи (роялистов в Вандее, жирондистов в Бордо, Тулузе, Лионе и др. франц. городах), контрреволюц. террор, иностр. интервенция, экономич. трудности поставили франц. республику на грань катастрофы. Правовое оформление системы власти Я. д. осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 окт. и 4 дек. 1793, учредившими во Франции "временный революц. порядок управления" (введение в действие принятой 24 июня 1793 якобинской конституции 1793 было отложено). Полнота законодат. и исполнит. власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов, среди к-рых Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) играл гл. роль, являлся в сущности революц. пр-вом и руководил всей гос. жизнью страны. Комитет общественной безопасности и Революционный трибунал были карательными органами Я. д. (их осн. задачей была борьба против внутр. контрреволюции). В департаменты и в армии направлялись облеченные чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента. Централизация власти в руках якобинского пр-ва сочеталась с широкой инициативой нар. масс и их орг-ций. Наряду с Якобинским клубом большую политич. роль играли демократич. по составу Парижская коммуна 1789-94 и связанные с ней париж. секции, а также функционировавшие во всей стране революционные комитеты (важные проводники нар. инициативы), Клуб кордельеров, многочисл. нар. об-ва. Прямое давление нар. масс на якобинский Конвент во многом определяло решительную политику Я. д. Так, декрет Конвента от 23 авг. 1793 о мобилизации всей нации для отпора врагу был издан по инициативе париж. секций, Париж. коммуны и делегатов первичных собраний. Выступления париж. плебейства 4-5 сент. 1793 заставили Конвент ответить революц. террором на террор врагов революции, пойти на вмешательство в экономич. жизнь (издание декрета о всеобщем максимуме 29 сент. 1793 и др. меры). Эти меры ограничивали свободу бурж. накопления, задевали интересы гор. и сел. буржуазии и шли дальше "…непосредственных, ближайших, созревших уже вполне буржуазных целей…" революции (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47 (т. 15, с. 44)).Якобинцы в кратчайший срок довели до конца дело бурж. революции и отстояли ее завоевания. Декретами 1793 (от 3 июня о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе, 17 июля о полной и безвозмездной ликвидации феод. повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории бурж. революций Запада решение гл. вопроса революции аграрного на демократи. основе. Я. д. нанесла сокрушительный удар по силам внутр. контрреволюции, в частности по вандейским мятежникам (см. Вандейские войны). Создание массовой нац. армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развертывание воен. произ-ва на основе последних достижений науки того времени, выработка новой стратегии и тактики, революц.-патриотич. энтузиазм и твердое воен. руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. К нач. 1794 терр. Франции была очищена от интервентов; 26 июня 1794 в битве при Флёрюсе (Бельгия) были разбиты осн. силы австр. Габсбургов. Высоко оценивая историч. значение революц. деятельности Я. д., В. И. Ленин писал: "…чтобы быть конвентом, для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею. Для этого надо, чтобы власть была в руках самого передового, самого решительного, самого революционного для данной эпохи класса" (там же, т. 34, с. 37 (т. 25, с. 178)).Когда благодаря Я. д. миновала опасность реставрации старых порядков, обострилась борьба внутри блока социальных сил, к-рые сплотились вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом, но классовые устремления к-рых были весьма различны, а подчас и противоположны. С одной стороны, у трудящихся низов города и деревни нарастало разочарование и недовольство неизбежной бурж. ограниченностью политики якобинской власти распространением максимума на заработную плату, преследованием стачек гор. и сел. рабочих, устранением "бешеных", постепенным ограничением самодеятельности нар. орг-ций и репрессиями против их активистов, а также роспуском "революц. армии" (декрет от 27 марта 1794), неисполнением вантозских декретов и др. С другой стороны, крупная и ср. буржуазия, зажиточное, а за ним и ср. крестьянство по мере уменьшения опасности монархич. реставрации не хотели больше терпеть режим революц. диктатуры (ограничение свободы торговли и предпринимательства, твердая политика максимума и реквизиций, революц. террор), сужавший их возможности извлечь все выгоды из победы бурж. революции. Отражением этих процессов явилось обострение с нач. 1794 политич. борьбы в рядах самого якобинского блока. Выражая стремления бедноты, левые ("крайние") якобинцы руководители Парижской коммуны Ж. Эбер, П. Шометт и др., и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали проведения дальнейших уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу бурж. наживы, строжайшего соблюдения максимума, ожесточения революц. террора, войны до полной победы. На противоположном политич. фланге "снисходительные" (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революц. диктатуры, а во внеш. политике скорейшего заключения мира, к-рый сделал бы излишней саму Я. д. Казнь в марте-апреле 1794 Эбера и др. эбертистов, Шометта, а также Дантона и др. дантонистов, усиление революц. террора (декрет от 10 июня 1794), попытка ввести культ Верховного существа (см. Верховного существа культ) не могли предотвратить неумолимый процесс распада якобинского блока и нарастания кризиса Я. д. В июне-июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против возглавлявшегося Робеспьером и его ближайшими сподвижниками революц. пр-ва. Хотя к заговору примкнули и нек-рые "крайние" якобинцы, гл. роль в нем играли представители контрреволюц. буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) Я. д. была свергнута. Ее падение означало конец развития Франц. революции по восходящей линии.Историч. значение Я. д. очень велико. Она довела до решительной победы бурж. революцию во Франции и отстояла ее завоевания перед внутр. и внеш. контрреволюцией; заложила революц. традиции, игравшие и играющие большую роль в революц. движении 19-20 вв.В историографии изучение проблем Я. д. всегда было тесно связано с острой идейной борьбой. Реакционные и консервативные франц. историки 19 в. пристрастным подбором док-тов и односторонним выпячиванием применявшихся Я. д. методов революц. насилия стремились доказать, что Я. д. была якобы "падением" Франц. революции (Мортимер-Терно, И. Тэн и др.). Исследователи, связанные с различными направлениями мелко-бурж. демократии и утопич. социализмом, подчеркивали выдающуюся историч. роль Я. д. и заложенных ею традиций (Ф. Буонарроти, Р. Левассёр), хотя и не могли дать верного науч. анализа проблемы и нередко идеализировали вождей якобинцев (Робеспьера Луи Блан, Э. Амель; Эбера и др. эбертистов Э. Тридон, Ж. Авенель). Оформившейся в 80-х гг. 19 в. школе бурж.-респ. направления во главе с Ф. А. Оларом принадлежит ряд ценных публикаций док-тов, освещающих деятельность якобинцев, и исследований, в к-рых, однако, Я. д. трактовалась гл. обр. с формально-юридич. позиций.Основы подлинно науч. раскрытия Я. д. были заложены в трудах К. Маркса и P. Энгельса, к-рые рассматривали ее историю под углом зрения клас. борьбы, высоко ценили я. Д. за "плебейские методы" расправы с феодализмом, показывая в то же время бурж. ограниченность якобинской политики. Маркс писал: "Пролетариат и не принадлежавшие к буржуазии слои городского населения… там, где они выступали против буржуазии, например в 1793 и 1794 годах во Франции, они боролись только за осуществление интересов буржуазии, хотя и небуржуазным способом. Весь французский терроризм был не чем иным, как плебейским способом разделаться с врагами буржуазии, с абсолютизмом, феодализмом и мещанством" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 114). На рубеже 19-20 вв. влияние марксизма на историографию сказалось в обращении франц. историков к социально-экономич. истории Франц. революции, в т. ч. и Я. д. Большую роль в этом сыграл Ж. Жорес, к-рый впервые раскрыл ряд важных аспектов истории нар. движения во время Я. д.Пристальное внимание опыту Я. д. уделял В. И. Ленин, он раскрыл ее историч. содержание как революц.-демократич. диктатуры, высшего этапа Великой франц. революции, в к-рой "…буржуазно-демократический переворот … был доведен до конца", был "…проведен хотя бы в известной частя активно-революционной массой народа…", к-рая отодвинула "…хотя бы на время, в сторону солидную и умеренную буржуазию" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 226 (т. 9, с. 217), см. также т. 17, с. 46-47 (т. 15, с. 43-44)).Оценивая историч. значение якобинцев, Ленин отмечал: "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени" (там же, т. 32, с. 216 (т. 24, с. 495)).После Окт. социалистич. революции в России во франц. историографии Великой французской революции, и в частности Я. д., ведущая роль перешла к историкам радикального направления, в первую очередь А. Матьезу, исследования к-рого посвящены социально-экономич. политике Я. д., клас. борьбе этого периода. Несмотря на нек-рую идеализацию им Робеспьера, на ошибочно негативное отношение к более левым течениям, на оценку Я. д. как диктатуры меньшинства, работы Матьеза и его последователей (Л. Жакоб, А. Кальве, Р. Шнерб, норв. ученый А. Ординг) явились важным этапом в изучении Я. д. В 30-х гг., после смерти Матьеза, гл. роль в изучении Я. д. стал играть Ж. Лефевр и его школа. Лефевр, испытавший значит. влияние марксизма, поставивший своей задачей изучение положения и роли трудящихся масс во Франц. революции, осн. внимание уделил клас. борьбе в деревне в годы Я. д.С первых лет существования Сов. гос-ва стала складываться и в дальнейшем плодотворно развиваться сов. марксистско-ленинская школа исследователей, изучающих историю Я. д.В их работах нашли отражение проблемы: становление Я. д. (Г. С. Фридлянд, Н. П. Фрейберг, А. В. Гордон), борьба гор. плебейства и движение "бешеных" (Я. М. Захер, Р. М. Тонкова-Яковкина, С. Л. Сытин), клас. борьба в деревне (H. M. Лукин, Е. Н. Петров, А. В. Адо), борьба течений среди якобинцев (С. М. Моносов, А. Л. Нарочницкий, Р. М. Тонкова-Яковкина и др.), история внеш. политики (А. Л. Нарочницкий). H. M. Лукину, Г. С. Фридлянду, А. З. Манфреду, Я. М. Захеру, А. П. Левандовскому и ряду др. сов. историков принадлежат исследования о выдающихся деятелях-якобинцах Марате, Робеспьере, Сен-Жюсте, Дантоне. В тесной связи с конкретными исследованиями в сов. историографии разрабатывалась общая концепция Я. д., осваивалось ленинское наследие в области истории Франц. революции (видную роль в этом сыграл Н. М. Лукин). В 60-х-нач. 70-х гг. дальнейшее развитие науки и накопление новых знаний привели к оживлению интереса к общим проблемам истории Я. д., в частности к вопросу о характере якобинской власти (работы В. С. Алексеева-Попова и Ю. Я. Баскина, В. Г. Ревуненкова, А. З. Манфреда и др.), их обсуждению был посвящен спец. коллоквиум советских историков в 1969 (см. в кн. "Франц. ежегодник. 1970", М., 1972).Ценным вкладом в исследование истории Я. д. явились работы историка ГДР В. Маркова, посвященные движению "бешеных".Во Франции после 2-й мировой войны ведущая роль в изучении Я. д. принадлежит историкаммарксистам (или близким к ним); крупнейший из них А. Собуль, наиболее полно исследовавший нар. движение в Париже в период Я. д. С 60-х гг. оживились попытки бурж. историографии принизить история, значение Я. д. В этом смысле характерна концепция Ф. Фюре и Д. Рише, бездоказательно объявивших период Я. д. бесплодным "отклонением" ("буксованием") Франц. революции от ее "нормального", т. е. бурж.-либерального, пути. С левацких позиций выступил против марксистсколенинской концепции Я. д. Д. Герен, утверждающий, что в период Я. д. противостояли друг другу диктатура буржуазии, воплощенная в Конвенте, и зачаточные формы диктатуры пролетариата, представленные Парижской коммуной и ее секциями. Историки-марксисты (в частности, К. Мазорик) решительно отметают бурж. и левацкие концепции, подвергнув их аргументированной критике.Лит.: Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6; Энгельс Ф., Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке", там же, т. 22; его же, (Письмо к В. Адлеру) 4 дек. 1889, там же, т. 37; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 (т. 9); его же, Кто за союзы с кадетами?, там же, т. 13 (т. 11); его же, О двух линиях революции, там же, т. 27 (т. 21); его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34 (т. 25); Из истории якобинской диктатуры (1793-1794), Од., 1962; Манфред А. З., О природе якобинской власти, "ВИ", 1969, No 5; Ревуненков В. Г., Марксизм и проблема якобинской диктатуры, Л., 1966; Адо А. В., К вопросу о социальной природе якобинской диктатуры, "НиНИ", 1972, No 1; Вебер Б. Г., В. И. Ленин и историч. наследие якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1970, М., 1972; Проблемы якобинской диктатуры, там же; Лукин Н. М., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Петров E. Н., Борьба за общинные земли и декрет Конвента 10 июня 1793 г., "Уч. зап. ЛГУ. Сер. историч.", 1940, в. 6, No 52; Адо А. В., К истории борьбы за проведение в жизнь аграрного законодательства якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Захер Я. М., Плебейская оппозиция в Париже накануне 9 термидора, "НиНИ", 1962, No5; Ревуненков В. Г., Парижские санкюлоты эпохи Великой франц. революции, Л., 1971; Тонкова-Яковкина Р. М., Движение народных масс Парижа 4-5 сентября 1793 г. ("Плебейский натиск"), в кн.: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Сытин С. Л., "Бешеные" и якобинцы после народного восстания 31 мая-2 июня 1793 г., "Уч. зап. Ульяновского гос. пед. ин-та", 1959, т. 15, в. 3; Кигурадзе Г., Обострение противоречий в якобинском блоке (Дантонисты), "Труды" (Тбилисский ун-т), 1960, т. 87 (на груз, яз., резюме на рус. яз.); Нарочницкий А. Л., Раскол среди якобинцев и внешняя политика якобинской республики с января до апреля 1794 г., "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Ист. ф-т", 1946, т. 37, в. 3; его же, Вопросы войны и мира в политике якобинцев накануне 9 термидора, в кн.: Международные отношения. Политика, дипломатия XVI-XX века, М., 1964; Гордон А. В., Федералистский мятеж. Из истории гражданской войны во Франции летом 1793 г., в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Фридлянд Г. С, Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., (2 изд.), М., 1959; его же, Дантон, 3 изд., М., 1965; Манфред А. З., М. Робеспьер…, М., 1958; его же, Марат, М., 1962; Левандовский А. П., М. Робеспьер, М., 1959; Захер Я. М., К вопросу о значении взглядов Анаксагора Шометта для предыстории социалистических идей, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Сафронов С. С., Социальные воззрения А. Шометта, "Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та", 1969, т. 307; Матьез A., Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора, пер. с франц., М. Л., 1928; Лефевр Ж., Агр. вопрос в эпоху террора (1793-1794), Л., 1936; Собуль A., Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры, (пер. с франц.), М., 1966; Булуазо М.,Комитет общественного спасения (10 июля 1793 г.-27 июля 1794 г.), в кн.: Франц. ежегодник. 1966, М., 1967; Jacobiner und Sansculotten, В., (1956); Bouloiseau M., La république jacobine. 10 aoГ»t 1792-9 thermidor an II, P., 1972; Greer D., The incidence of the terror during the French revolution. A statistical interpretation, Camb., 1935.См. также лит. при ст. Французская буржуазная революция конца 18 века.А. В. Адо. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое якобинская диктатура
Значение слова якобинская диктатура
Что означает якобинская диктатура
Толкование слова якобинская диктатура
Определение термина якобинская диктатура
yakobinskaya diktatura это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):