Советская историческая энциклопедия - жречество
Связанные словари
Жречество
особая обществ. группа служителей культа, почитавшаяся как посредник в общении с воображаемым миром богов и духов. Слово "жрец" происходит от старослав. "жрати" приносить жертву (родств. с "жрать", "пожирать"). Ж. неразрывно связано с развитием религии. Предшественниками жрецов в эпоху общинно-родового строя были колдуны, заклинатели, гадатели, шаманы, "делатели дождя", знахари.
У самых отсталых из совр. народов австралийцев, папуасов, андаманцев, ведда, огнеземельцев и др. религ.-магич. обряды совершаются преим. главарями родовых групп от имени всего рода, либо людьми, по своим личным качествам снискавшими себе репутацию "знающих" приемы воздействия на воображаемый мир духов и богов. Это знатоки лечебных приемов (знахари-врачеватели), опытные и наблюдат. люди, якобы умеющие предвидеть перемену погоды, люди особо мрачного и злобного характера ("черные колдуны"), люди, подверженные особым нервным припадкам (шаманы) и пр. С разложением первобытной общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Они проходили особую длит. подготовку и "посвящение" под рук. старых жрецов. Иногда на них налагаются особые запреты табу, резко обособляющие их от прочих людей; закрепляется преемственность "знаний" (иногда путем прямой наследственности жреческого звания), недоступных простому народу. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению, и по интересам близки к вождям, воен. предводителям, к-рые и сами зачастую выполняют жреч. функции (священные вожди, "цари-жрецы"). Примеры такого обособленного положения Ж. на грани доклас. и клас. общества обнаружены на о-вах Полинезии и мн. областей Африки в 19 в. Там существовали сплоченные корпорации жрецов, нередко (особенно в Африке) с нек-рым разделением функций и профессий: лечение, предсказания, гадания, воен. магия и особенно судебные функции. Действуя рука об руку с вождями, царьками, жрецы в Африке и в Полинезии достигали огромной обществ. власти, держали народ в подчинении и вели паразитич. жизнь. Наряду с "официальным" (храмовым, корпоративным) Ж. существовали "вольнопрактикующие" жрецы (шаманы, колдуны), выполнявшие заказы отд. лиц.В классовых рабовладельч. и феод.обществах Ж., как правило, составляет часть господствующего класса и всемерно поддерживает эксплуататорский строй. В Др. Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политич. властью. Жрецы держали в своих руках и все имевшиеся науч. знания, скрывая их от народа. В Др. и ср.
-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), все экономич., политич. и идеологич.могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич. Греции и Риме Ж. не играло самостоят. роли должности жрецов были выборными и замещались обычно гражд. лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались значит. преимуществами и играли известную роль в политич. жизни. То же было в Японии.
В Китае даосскую религию возглавляли многочисл. Ж. (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц от императора до главы рода. С самого начала жрецы были не только служителями духов и богов, но и их создателями. Религ.-мифологич. и богослов. спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, вероучений, религ. догматов и систем. В большинстве клас. обществ религия жрецов сильно отличается от нар. верований. Ж. до наст. времени сохранилось у нек-рых народов Африки, Юж. Америки, Океании.Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, в. 1-2, М.-Л., 1928; Darwin R. Gh., Die Entwicklung des Priestertums und der Priesterreiche..., Lpz., 1929; Landtman G., The origin of the priesthood, Ekenaes, 1905; Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1-2, В., 1883-84.С. А. Токарев. Москва. .