Средневековый мир - церковные школы
Связанные словари
Церковные школы
Монастырские школы возникли после появления Устава Бенедикта Нурсийского, основателя монастырей на Западе. Согласно этому Уставу, монах не должен был быть праздным ни одной минуты. Умственный труд в то время сводился к чтению или переписыванию книг, поэтому каждый поступивший в монастырь должен был быть грамотным человеком. Отсюда возникла мысль открыть школы при монастырях. Позднее, в VIII в., Карл Великий издал специальный «Капитулярий о науках» (787), в котором предписал открывать школы для клириков и мирян при каждом соборе (т.е. при епископской кафедре) и монастыре. В 796 г. глава каролингской Академии Ллкуин основал знаменитую школу в монастыре Св. Мартина в Туре. Наиболее известными были школы при Сант-Галленском и Лоршском монастырях, в Корбье, в Лионе, в Фу льде и во Флери-сюр-Луаре. Готовили в этих школах в основном священнослужителей. Обучение включало чтение, письмо, знакомство с библейской историей, песнопение и велось на лат. языке. Начиналось оно с заучивания наизусть Псалтыри.
С VIII в. в центрах епархий стали появляться епископские (соборные или кафедральные) школы — школы более высокого уровня. В них изучали «Семь свободных искусств» и Священное писание (поскольку готовились священнослужители). Некоторые епископы, как правило вышедшие из патрицианской среды и знакомые с классич. наукой, старались поддерживать в своих школах традиции классич. образования. Но нельзя говорить о полном курсе классич. наук. Скорее всего, все обусловливалось личным вкусом епископов. Низшим типом школ были приходские (при отдельных церквах), или элементарные, где обучали только чтению и письму. Встречались они главным образом в Италии и Галлии с V в. Занятия проходили в доме пресвитера, обучали только мальчиков.
В период Высокого Средневековья и позднее к ц.ш. относились — помимо монастырских, приходских и соборных (или кафедральных, при городских соборах) — школы, организованные нищенствующими орденами. Обучение в них было бесплатным. Старшие преподаватели получали за свой труд бенефиции и нанимали др., менее обеспеченных, учителей. С развитием средневековых городов в силу потребности в светском образовании стали возникать нецерковные школы (см. Городские школы), преподавание в которых права, медицины, техн. знаний отвечало нуждам гор. населения. Появление таких школ нарушило монополию церкви на образование.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999