Средневековый мир - дюрер альбрехт
Связанные словари
Дюрер альбрехт
Творчество Д. открыло период подъема нем. искусства и во многом определило пути его дальнейшего развития. Его деятельность совпала с периодом гуманизма и подготовкой (а затем и проведением) Реформации в Германии.
Д. был первым нем. художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приемы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 90-х гг. Д. создал ряд превосходных ксилографии, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). Одним из первых европ. художников Д. стал изображать самого себя. Первый автопортрет он сделал в 13 лет; лучшим считается автопортрет, написанный в 1500 г., на котором художник осмелился придать своему облику сходство с изображением Христа.
После появления в Нюрнберге (1500) ит. художника Якопо де Барбари, поразившего воображение Д. композициями, построенными на основе изучения системы пропорций, он увлекся теоретич. проблемами. Эти творч. искания нашли завершение во второй поездке в Италию (1505— 1507), где по заказу нем. купцов Д. написал картину «Праздник четок». Сюжет картины связан с мистич. практикой монахов-доминиканцев читать молитвы при помощи четок.
В 1513—1514 гг. Д. создал три графич. листа (они вошли в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»): «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти гравюры знаменовали не только высший творч. подъем Д., но и явились его своеобразной исповедью. В 1520—1521 гг. Д., чтобы получить от нового императора Карла V подтверждение дарованной ему Максимилианом I пожизненной пенсии, предпринял поездку в Нидерланды; посетил Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент. В последний период творчества (1521—1528) Д. создал ряд живописных портретов и большое количество портретных гравюр своих выдающихся современников: гуманистов, писателей, деятелей Реформации (Вилибальд Пиркгеймер, Эразм Роттердамский, Филипп Меланхтон и др.). Одна из немногих картин Д. тех лет — диптих «Четыре апостола» (1526).
Д. написал несколько теоретич. трудов: «Руководство к измерению» (1525), книгу о фортификации «Наставление к укреплению городов» (1527), большой трактат, труд всей его жизни — «Четыре книги о пропорциях» (1528).
Лит.: Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1-2. М.; Л., 1957; Либман МЯ. Дюрер. М., 1957; Либман МЯ. Дюрер и его эпоха. М., 1972; Мастера искусства об искусстве. Эпоха Возрождения. Т. 2 / Под редакцией А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Нессельштраус ЦТ. Альбрехт Дюрер. М.; Л., 1961; Нессельштраус ЦТ. Рисунки Дюрера. М., 1966.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999